Сделать домашней|Добавить в избранное
 
 
Сортировать статьи по: дате | популярности | посещаемости | комментариям | алфавиту

Консультация для педагогов ДОО



Стресс на рабочем месте

Современная жизнь изобилует стрессами. Динамичный темп жизни диктует свои условия, стрессы могут поджидать нас повсюду. Стресс на работе - весьма частое и вредное по своим последствиям явление. Организация Объединенных Наций в своем отчете называет стресс на рабочем месте "чумой двадцать первого века". По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванными острым или хроническим психологическим стрессом.

По данным опросов, проводимых страховыми компаниями:

- 1000000 отлучек с рабочих мест был вызван стрессами,

- 27% опрошенных работников различных фирм заявили, что к большинству стрессов в их жизни привела работа,

- 45% заявили, что стрессы, связанные с работой, имеют очень высокий или чрезвычайно высокий уровень,

- одна треть рабочих думали об уходе исключительно из-за стрессов, связанных с работой,

- 70% заявили, что стресс на работе снизил их физическое и умственное здоровье.

Термины стресс и стрессоустойчивость употребляется очень широко, часто и весьма произвольно. Этот короткий термин отражает три основные аспекта:

1). Стресс как ситуация или присущие ей факторы, требующие дополнительной мобилизации и изменений в поведении человека;

2). Стресс как состояние, включающее целую палитру специфических физиологических и психологических проявлений;

3). Стресс как отсроченные негативные последствия острых переживаний, нарушающих дееспособность и здоровье человека.

Для того, чтобы не запутаться в терминах, мы под термином «стресс» будем понимать второе определение, т. е. стресс – это реакция организма на внешние факторы. Результатом стрессовой реакции являются психологические, социальные и физиологические эффекты, которые влияют на благополучие (качество жизни) человека, его здоровье или состояние болезни, а также на продуктивность его деятельности. Не всякий стресс вреден, в некоторых случаях стресс активизирует жизнь человека, стимулирует его активность, способствует творческому нахождению способов совладения с ситуацией, позволяет раскрыть потенциал человека. Такой стресс принято называть эустресс. В других случаях стресс может негативно влиять на жизнь человека, приводить к ухудшению здоровья, стать источником возникновения психических и соматических расстройств, которые могут привести даже к гибели организма. В этом случае говорят о дистрессе.

Приведем наиболее распространенные определения стресса. В настоящее время в психологии стресс рассматривают как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

 

Стрессогенные факторы:

Физические и гигиенические условия работы:

- температура окружающего воздуха (значительное повышение или понижение вызывает стресс);

- уровень освещенности (значительное повышение или понижение вызывает стресс);

- качество воздуха (загрязнение воздуха посторонними веществами вызывает стресс);

- шум, вибрация (значительное увеличение вызывает стресс);

- уплотненность, скученность рабочих мест;

- изолированность рабочего места;

- соответствие работы биологическим ритмам организма (например, сон-бодрствование, время приема пищи и др.) (чем более не соответствует, тем выше стресс);

- монотонность работы либо, наоборот, "гонка", авралы;

- наличие и продолжительность перерывов для восстановления сил (чем больше и продолжительнее, тем ниже уровень стресса).

Факторы эмоционального плана:

- уровень ответственности (чем выше, тем выше стресс);

- реалистичность ожиданий от работника (чем менее реалистичны, тем выше стресс);

- степень опасности для жизни и здоровья работника (чем выше, тем выше стресс).

Информационные факторы:

- конкретность и определенность должностных обязанностей (чем конкретнее, тем ниже стресс);

- четкость и ясность алгоритмов работы (чем четче и яснее, тем ниже стресс);

- уровень эвристичности (непредсказуемости) деятельности (чем выше, тем выше стресс);

- уровень обучения рабочим навыкам и управлению необходимым оборудованием (чем ниже, тем выше стресс).

Коммуникативные факторы:

- уровень в иерархической структуре организации (чем выше, тем выше стресс);

- стиль управления руководства (чем более "ядовитый" и критикующий, тем выше стресс);

-возможности для общения с коллегами (чем больше, тем ниже стресс).

По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.

По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса. Поэтому так важны для нас сохранение и укрепление психологического здоровья педагога и культура управления стрессом.

Поведение человека, направленное на преодоление стрессовой ситуации, в которой он оказался, специалисты называют копинг-стратегиями. Выделяются основные, базисные копинг-стратегии:

1."разрешение проблем",

2."поиск социальной поддержки",

3."избегание".

Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым, способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи мысленных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно справляться со стрессовой ситуацией. Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. В частности, мужчины чаще обращаются за инструментальной поддержкой, а женщины - как за инструментальной, так и эмоциональной. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент стресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах.

Сознательное использование копинг-стратегии позволяет значительно снизить уровень испытываемого стресса.

Для целенаправленного снижения стресса на работе необходимо произвести непредвзятую оценку собственно работы и своего рабочего места. Нужно выяснить:

- какие условия на работе создают негативные эмоции,

- какие условия можно изменить самостоятельно,

- какие ситуации нельзя изменить и необходимо принять такими, какие они есть.

Когда напряжение на работе уменьшает работоспособность или существенно влияет на личную жизнь, самое время принимать меры. Сначала важно обратить внимание на физическое и эмоциональное здоровье. Здоровому человеку гораздо проще противостоять стрессу. Чем лучше вы себя чувствуете, тем проще вам будет справляться со стрессом, когда работа становится непосильной.

1 шаг - жизнь в движении. Спорт – это потный, но эффективный способ подъёма настроения, повышения энергии, обострения внимания и расслабления для ума и тела. Для максимального расслабления вам потребуется 30 минут ежедневных интенсивных физических нагрузок.

2 шаг – еда в радость. Желательно есть то, что хочется именно сейчас, от чего «текут слюнки». Если есть возможность, принимайте пищу небольшими и дробными порциями в спокойной, располагающей к трапезе обстановке. Культура питания – важная составляющая здорового питания. Кроме того, частые и дробные перекусы способствуют сохранению нормального уровня сахара в крови – ведь низкий уровень сахара заставляет чувствовать беспокойство и раздражительность. Также напомним, что переедание делает человека вялым и лишает на продолжительное время работоспособности.

3 шаг – все в меру. Потребление алкоголя важно сократить до минимума. Понимание, что простая передозировка алкоголя снижает работоспособность организма человека вдвое на 3-4 дня – хороший аргумент в пользу умеренного потребления в течение рабочей недели и не только. Курение способствует снижению иммунитета, разрушает сосуды, наносит непоправимый вред легочной системе и снижает работоспособность на 25-30% - выводы делайте сами. Еще никотин повышает уровень тревоги, а это прямая дорога к депрессии.

4 шаг – здоровый сон. Беспокойство и стресс – главные причины бессонницы. Однако недосып снижает работоспособность, реакцию и способность концентрироваться, что на рабочем месте неминуемо ведет к стрессу. Бессонница ставит под угрозу способность противостоять стрессам. Гораздо легче сохранить эмоциональное равновесие, когда вы хорошо отдохнули.

Экспресс-способы:

1. Скушайте кусочек шоколада. Во время его медленного таяния во рту, к организму придет настоящий праздник: уровень серотонина в крови резко возрастет. А он вызывает чувство удовлетворения: эндорфинов, утоляющие душевные печали и физическую боль, энкефалинов — природных источников радости, анандамида — под воздействием такого полезного вещества мы пребываем в состоянии легкой эйфории. Вот оно,счастье в праздничной обертке! Ведь двадцать пять граммов в день может позволить себе любой из нас.

2. Имитируйте счастье на счет один-два-три. Раз — поднимите голову. Два — расправьте плечи. Три — широко улыбнитесь: приподнимите уголки губ, чуть-чуть прищурьте глазки. Одновременно вспомните в деталях приятный, хоть и незначительный, отрывок из своей жизни, вспомнив не только само событие, но и ароматы, цвета, тактильные ощущения, которые его сопровождали. Через считанные секунды вымученная гримаса образуется в милую и искреннюю улыбку. Не верите? Тогда проверьте этот метод прямо сейчас!

3. Избавьте себя от неприятных дел, которые камнем на Вас висят. Ответьте на сообщение, запишитесь к стоматологу. Соблюдайте «правило 60 секунд»: никогда не откладывайте дела на потом, если их выполнение требует всего минуты. Вычеркнув из составленного списка несколько пунктов, Вы ощущаете такое облегчение, что сами удивитесь от того, что не сделали этого раньше.

4. Распахните окна или хотя бы форточку, если экология и погода позволяют.

5. Послушайте любимую музыку. Уже первые звуки любимой музыки у большинства людей резко поднимают настроение. Плюс к этому музыка снимает стресс практически так же эффективно, как физические упражнения. Аналогичное действие оказывает и чтение любимой книги.

6. Примите душ. Вода смывает практически все, в том числе стресс и негативные эмоции.

7. Расчистите свое пространство: выкиньте мусор, разберите бумаги, разложите нужные вещи по местам, вытрите пыль. В нашем подсознании уборка связана с радостным обновлением и светлыми переменами.

Консультация для педагогов ДОО

 

Консультация для родителей

« Детский сад без стресса и слёз».

 

 

Вы приняли решение, что ваш ребёнок пойдёт в детский сад. Чтобы каждый раз, оставляя малыша в садике, вы уходили со спокойной душой, зная, что ему хорошо и комфортно, ребёнка нужно подготовить заранее и помочь ему адаптироваться. Как это сделать? Вот несколько советов для любящих и заботливых родителей.

Каждому ребёнку рано или поздно приходится «социализироваться», т.е. стать способным жить среди других людей. Самая лучшая мама, бабушка или няня не заменят малышу необходимый ему детский коллектив.

В детском саду маленький человечек приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться, быть бойким и смелым. Однако, резкий переход из под маминого тёплого крылышка к условиям садика, может обернуться для малыша психологической травмой. Именно поэтому нужно заранее задуматься об адаптации.

Адаптацию малыша к предстоящим изменениям в его жизни можно условно разделить на два этапа – моральная подготовка и непосредственно адаптация. Вот несколько простых рекомендаций, соблюдение которых поможет вашему малышу безболезненно пережить стрессовый период.

МОРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

1.Нужно чаще ходить с ребёнком в гости, особенно в семьи с детьми.

2.Полезно читать книжки, в которых изображены детские сады. По картинкам можно доступно и наглядно рассказать, как в детском саду интересно, о том, что там много игрушек, девочек и мальчиков. Но детей туда воспитатель берёт только больших и хороших.

3. Проходя мимо детского сада – такая же беседа. Ребёнок, видя, как там играют дети, скорее всего ,будет рваться туда. В этот момент мама как бы делает запрет: «Нет, пока нам туда нельзя». А запретный плод, как известно, сладок. Это должно ребёнка заинтересовать.

4. Нужно постараться приблизить режим дня в семье к режиму детского сада.

Ни в коем случае нельзя угрожать садиком как наказанием за непослушание.

6. Адаптация пройдёт намного легче, если к тому времени, когда начнётся посещение детского сада, ребёнок уже научился пользоваться ложкой, самостоятельно пить из чашки и пользоваться горшком.

 

 

АДАПТАЦИЯ.

Что могут сделать родители для того, чтобы вхождение в новую для малыша среду было постепенным и лёгким?

1.Отводя малыша в сад, можно взять с собой какую-нибудь любимую игрушку

2.Когда вы пришли в детский сад, можно немного посидеть с ребёнком, но не долго, иначе он привыкнет, что с ним должна находиться мама, а не воспитательница .Процесс адаптации затянется.

3. Уходя, не сбегайте от ребёнка, иначе он всегда будет в напряжении, а вечером, придя домой, схватится за мамин подол, боясь снова потерять свою маму.

4.Первое время оставлять нужно на полтора-два часа. Постепенно время увеличивать, в зависимости от степени привыкания.

5.Прощание с ребёнком не затягивайте, делайте всё без суеты, чётко и уверенно. Хвалите малыша. В период адаптации нужно быть внимательными и чуткими.

6.Накануне поступления в сад не должна нервничать и сама мама, иначе ребёнок почувствует тревогу.

7.Каждый день спрашивайте малыша о жизни в детском саду, эмоционально реагируйте на его рассказы.

8.Рассказывать нужно и о том, что делали в течение дня родители – ребёнок должен знать, что родители тоже заняты.

Первые месяцы в детском саду самые трудные. Но и они скоро заканчиваются. И скоро родители, оставляя ребёнка в детском саду, будут уходить со спокойной душой, зная, что ему там хорошо.

 

Консультация для  родителей


А какой цвет любит ваш малыш?

 

 Консультация для родителей

 

  

Педагог дополнительного образования

Бобырь Антонина Александровна

    

ЖЕЛТЫЙ Желтый цвет, по мнению психологов, выбирают творческие детки, дети-мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.

ОРАНЖЕВЫЙ Оранжевый цвет чаще всего выбирают легко возбудимые малыши. Такие детки веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый становится любимым цветом гиперактивных деток, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания.

РОЗОВЫЙРозовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие детки. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих.

ГОЛУБОЙ А вот голубые оттенки для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей, которые были сделаны на школьных каникулах, когда у ребенка много свободного времени и мало обязанностей.

КРАСНЫЙ Красный цвет любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки. Кстати, интересный факт - очень многие успешные политики в детстве предпочитали красный и желтый цвета. Возможно, вы воспитываете будущего президента. Вообще красный - это цвет жизни, энергии и здоровья. Очень даже неплохой выбор!

СИНИЙ А вот синий цвет выбирают детки спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. По мнению психологов, это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.

ЗЕЛЕНЫЙ Если в рисунках ребенка преобладает зеленый, и особенно темно-зеленый цвет, это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают детки, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени. Развивайте в ребенке открытость к окружающему миру, чтобы он не стал замкнутым. Сине-зеленые тона выбирают дети, которые находятся в напряжении. Возможно, ребенок недавно просто перенес стресс или, может быть, родители слишком строги к малышу и требуют слишком многого - каких-то достижений в спорте или же отличной учебы. Кстати, если говорить о взрослых, а не о детях, то сине-зеленые цвета чаще выбирают чиновники и люди на административных ответственных должностях. Возможно, и на вашем ребенке лежит слишком много ответственности. Предоставьте малышу больше свободы, поощряйте в нем проявление инициативы, чаще хвалите, и ваш ребенок начнет рисовать яркие солнечные картинки!

ФИОЛЕТОВЫЙ Фиолетовый цвет редко нравится детям младшего возраста. По наблюдению психологов, этот цвет чаще выбирают дети школьного возраста. Дети, которые предпочитают фиолетовые оттенки другим, чувствительные и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.

СЕРЫЙ Серый цвет часто выбирают замкнутые, тихие детки. Таких детей необходимо поддерживать во всех начинаниях. Уделяйте ребенку побольше внимания, и его рисунки раскрасятся в яркие цвета.

КОРИЧНЕВЫЙ Коричневый цвет, по мнению психологов, любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологии.

 

«В игры играем – память развиваем».


 

«В игры играем – память развиваем».

 

Говорят, у одних она большая и крепкая, а у других совсем дырявая – не чего не держит. О чем идет речь? О корзине? О кладовой? Нет, речь идет о памяти. Память! В ней собраны наши знания, воспоминания, опыт, бесценные сокровища ума. Чем больше объем и прочность памяти, тем больше таких сокровищ.

Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (словесную), логическую.

Преобладание у человека того или иного вида памяти говорит о том, как ему легче воспринимать информацию: виде зрительных образов или словесной информации, совершая какие-то действия или выстраивая логические цепочки.

Очень часто эти виды памяти выступают в определенных сочетаниях:

- Зрительно-моторная память

необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим выполнением задания по памяти);

- Вербально-моторная (работа со словесной инструкцией с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам);

- Логическая память

(запоминание последовательности слов, действий в сюжетных рассказах и т.д.)

У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели), поэтому если вы хотите чему-то научить ребенка-дошкольника, необходимо помнить:

-Цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого.

-Лучше сохраняется материал, который поразил и увлек ребенка.

-Дети очень любят соревнование, игру.

-Во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий.

К семи годам у ребенка начинает формироваться произвольная память (сознательное запоминание), это связано с физиологическим развитием ребенка.

Предлагаем вам ознакомиться с правилами запоминания, соблюдение которых поможет вам и вашему ребенку при обучении в школе.

  • Детская память характеризуется тем, что заучивание похожего материала стирает предыдущий. Поэтому, прежде чем приступить

к изучению следующего учебного материала, сделайте перерыв или дайте возможность ребенку сменить деятельность.

  • Чтобы запомнить новый материал его лучше всего учить на ночь(таблицу умножения, стихотворение и т.д.)
  • Чтобы ребенок лучше запомнил новый материал, ему при изучении необходимо задавать вопросы: о чем это? Что про это говорится? И т.д.

 

Предлагаем вам несколько простых игр и упражнений на развитие произвольной памяти.


Игра «Слово за слово».

Цель: развитие памяти и увеличение объема памяти, расширение и активизация словаря

Взрослый начинает игру и говорит:

«На полянке растут цветы:….» («В лесу живут...», «В саду на деревьях растут...». «В зоопарке можно увидеть...» и т. д.)

Ребенок повторяет сказанное и добавляет название цветка («ромашка»), третий игрок (или

вновь взрослый) повторяет всю

фразу и добавляет название цветка («одуванчик»). И так далее. Это позволит расширить словарный запас у ребенка и стимулирует развитие памяти.

Игра « Два предмета».

Цель: активизация зрительной памяти, сосредоточение ребенка на отдельных свойствах предметов. Развитие способности по описанию свойств определять, каким предметам эти свойства принадлежат.

- Назови два предмета обладающих сразу тремя признаками:

ü Гладкий черный твердый...

ü Темный тяжелый шумный...

ü Светлый легкий блестящий...

ü Белый мягкий съедобный...

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Какой игрушки не хватает?»

Цель:  развитие зрительной памяти.

Ход игры: Поставить перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек,

затем попросить

ребенка   отвернуться и убрать одну игрушку.

Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить:

 а) увеличить количество игрушек;

 б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

       Играть можно 2-3 раза в неделю (игрушки меняются).

Переверни страницу

Читая ребенку сказку или рассматривая с ним картинки, предложите ему запомнить картинку,

а потом переверните

и задайте несколько вопросов по картинке

- сколько мячей было в комнате?

- сколько окон?

- куклы сидели или стояли?

- были ли на окнах цветы?

- сколько детей было в комнате и т.д.

Помогут в развитии памяти и разучивание стихотворений, перессказывание сказок, выполнение заданий

по памяти:

- нарисуй 3 квадрата, 1 круг и первую фигуру зачеркни;

 

- нарисуй 4 треугольника, 2 овала, 2 и 3 фигуры разукрась красным карандашом и т.д.

Профилактика и лечение ОРВИ и гриппа

Профилактика и лечение ОРВИ и гриппа

 

Профилактика и лечение ОРВИ и гриппа

Простудные заболевания (ОРВИ, ОРЗ) и грипп – это инфекционные заболевания, которые вызываются вирусами. Они отличаются друг от друга симптомами, а также нарушением функций тех или иных органов.

При острых респираторных заболеваниях поражаются главным образом верхние дыхательные пути, то есть нос и глотка. К симптомамэтих заболеваний можно отнести насморк, слезящиеся глаза, слабость, головную боль, боли в горле и иногда легкий кашель. Респираторные заболевания чаще возникают в холодное время года, но могут наблюдаться и в весенне-летние месяцы. ОРВИ продолжаются в большинстве случаев от 5 до 10 дней. Лечение таких заболеваний на ранней стадии приводит к ослаблению симптомов и способствует быстрому выздоровлению.

Совсем иная картина наблюдается при гриппозных инфекциях, которые развиваются преимущественно в зимние месяцы. При гриппе поражаются не только дыхательные пути, но и весь организм. Заболевание возникает внезапно и характеризуется более тяжелыми симптомами. Это, прежде всего, высокая температура, часто сопровождающаяся ощущением холода вплоть до сильного озноба. Кроме того, появляются головная боль, боли в суставах, мышцах и спине, чувство разбитости, ломота во всем теле, сильная слабость. Воспаление горла, охриплость и сухой кашель, заложенность носа отмечаются не всегда. Острые симптомы наблюдаются чаще всего в течение недели. Остаточные явления – слабость, упадок сил могут сохраняться еще несколько недель.

Грипп ослабляет организм и снижает сопротивляемость к другим болезням. Он особенно опасен для детей раннего возраста, пожилых людей и лиц, страдающих хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной систем, сахарным диабетом и нарушениями иммунитета. Наибольшую опасность представляют присоединяющиеся бактериальные инфекции, которые могут вызвать воспаление среднего уха (средний отит), воспаление придаточных пазух носа (синусит) или воспаление легких (пневмонию).

Источником распространения вирусов при ОРВИ и гриппе является больной человек. Основной путь передачи – воздушно-капельный. Вирусы скапливаются и размножаются на слизистой оболочке дыхательных путей. Вместе с капельками слюны, мокроты и слизи при кашле, чихании и разговоре больной выделяет вирус гриппа, который распространяется на расстояние от 1,5 до 3 метров. Вирус гриппа попадает в организм здорового человека через слизистую оболочку носа, глотки, гортани, бронхов. Возможен контактный путь заражения, когда человек касается руками загрязненных вирусом предметов или больного, а затем – своих глаз, носа, рта. Болезнь может протекать и в легкой форме, но при этом больные так же заразны для окружающих, как и при тяжелой. После исчезновения острых симптомов переболевший гриппом в течение недели продолжает выделять вирусы и представляет опасность для окружающих.

При заражении вирусом гриппа болезнь проявляется через 12 – 72 часа от момента заражения. Заболевание начинается внезапно. При заражении вирусами, вызывающими ОРВИ, инкубационный период (время от контакта с больным до первых признаков заболевания) – короче, а симптомы проявляются постепенно.

Особенно тщательно следует выполнять все меры предосторожности в отношении детей:

  • нельзя пускать детей в семьи, где есть больные гриппом;
  • в осенне-зимний период при повышении заболеваемости не следует водить детей в места большого скопления людей;
  • при малейших признаках заболевания ребенка гриппом не ведите его в детское учреждение, в школу, не допускайте его общения с другими детьми.

Ни в коем случае не лечите ребенка самостоятельно!

Грипп – серьезное заболевание, и только врач может назначить необходимое лечение, указать правильную дозировку и продолжительность приема лекарства.

при первых признаках гриппа следует вызывать врача на дом;

до прихода врача уложите больного в постель, отделите его от остальных членов семьи, особенно от детей (поместите в отдельную комнату или отгородите кровать ширмой, простыней);

тепло укройте больного, напоите горячим чаем и чаще давайте пить;

при отсутствии аппетита в первые дни болезни целесообразно воздержаться от трудноусвояемой пищи. Следует пить некрепкий куриный бульон, соки. Затем перейти к легким продуктам – вареные овощи, куриное мясо;

выделите больному индивидуальную посуду (посуду больного следует мыть, не смешивая с другой посудой, и после тщательного мытья обдать крутым кипятком);

белье больного стирают отдельно и кипятят;

следите за тем, чтобы при кашле и чихании больной прикрывал рот и нос платком;

во время болезни целесообразно использовать одноразовые бумажные носовые платки и салфетки, которые следует выбрасывать сразу после использования;

ухаживая за больным, нужно носить маску из 4-х слоев стиранной марли (нестиранная марля не имеет ворсинок и может пропускать вирусы гриппа). Маску ежедневно следует стирать и проглаживать горячим утюгом;

ухаживая за больным, как можно чаще мойте руки с мылом;

если мать, ухаживающая за ребенком, больна гриппом, она должна обязательно прикрывать рот и нос марлевой повязкой;

комнату, где находится больной, необходимо чаще проветривать, тепло укрыв на это время больного, и каждый день проводить влажную уборку;

когда больной выздоровел, необходимо продезинфицировать, прокипятить все вещи, которыми он пользовался, выбросить старую зубную щетку, провести санитарную уборку помещения, то есть окончательно удалить вирусы гриппа из своего дома.

Заниматься самолечением при гриппе недопустимо, но полезно знать основные средства профилактики ОРВИ и гриппа, способы укрепления защитных сил организма, уметь правильно ухаживать за больным.

Средства для лечения и профилактики

ОРВИ и гриппа

Плановая вакцинация. Вакцинация проводится не менее чем за 1 месяц до начала эпидемии и приводит к формированию иммунитета в отношении определенных серотипов вируса. Реакцией на введение вакцины у некоторых привитых могут быть проходящие легкий насморк и небольшое недомогание, которое значительно слабее и безопаснее, чем заболевание настоящим гриппом.

Ремантадин. Используется для специфического лечения и профилактики гриппа. Препарат обладает противовирусной активностью в отношении всех штаммов вируса А и в меньшей степени В. Используется для лечения в начальной стадии (первые 1 – 2 дня заболевания) и профилактики в период эпидемии.

С целью профилактики и лечения (в первые сутки заболевания) используется лейкоцитарный интерферон. Применяют по 2-3 капли в носовые ходы 2 раза в день в течение одной недели. Нецелесообразно длительное время закапывать в нос интерферон, поскольку он является чужеродным белком и может вызвать аллергические реакции. Препарат нельзя использовать при аллергии к белку куриного яйца.

Оксолиновая мазь – средство индивидуальной профилактики при контакте с больным гриппом для профилактики в период эпидемии. Слизистые оболочки носа смазываю мазью утром и вечером. Данное средство можно использовать в течение длительного времени (до 1–2 месяцев).

Элеутерококк (растительный адаптоген) повышает общую неспецифическую сопротивляемость организма к различным вредным воздействиям и заболеваниям. Под влиянием систематического приема повышается сопротивляемость к ОРВИ и гриппу.

Гомеопатические антигриппины – натуральный, безвредный и эффективный метод лечения и профилактики простудных заболеваний и гриппа. Вся необходимая информация о продолжительности применения и дозировке, а также о возможных побочных действиях содержится в инструкциях по медицинскому применению препаратов. Помимо отечественных препаратов – Санкт-Петербургского (сагриппин) и Московского (агри), существуют импортные средства: инфлюцид, афлубин, грипп-хелъ.

Симптоматическое лечение

При гриппе и острых респираторно-вирусных инфекциях очень важно соблюдение постельного режима. 1–2 дня, проведенные в постели в начале болезни, во многих случаях могут предупредить развитие длительно сохраняющихся симптомов и осложнений.

При высокой температуре можно накладывать охлаждающие компрессы на икры и на грудь, проводить водно – уксусно – спиртовые обтирания. Больной должен много пить: морсы, соки, травяной чай. Применение потогонных настоев (чай с медом, малиновым вареньем, липовым цветом) также помогает снизить температуру. Однако такое лечение можно проводить только взрослым людям со стабильным кровообращением и нормальным артериальным давлением.

Повышение температуры – защитная реакция организма, направленная на уничтожение вирусов, поэтому жаропонижающие препараты используют, если температура поднялась выше 38°С. Следует помнить, что при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь) аспирин противопоказан в любом виде, будь то таблетки или растворимые формы. Очень осторожно следует применять жаропонижающие средства для детей и использовать их лишь в тех случаях, когда другие способы снижения температуры не помогают. В детской практике для снижения температуры наиболее часто используют парацетамол.

При насморке, головной боли и кашле можно использовать паровые ингаляции. Чтобы повысить эффективность ингаляций, можно добавить в воду поваренную соль, цветки ромашки или эфирные масла, однако следует проявлять осторожность при дозировке эфирных масел. Состав ингаляционной смеси, частоту и длительность ингаляций, продолжительность курса лечения определяет врач. Лечебный эффект достигается воздействием тепло-влажного воздуха, а также лекарственных средств на слизистую оболочку дыхательных путей. Это улучшает кровообращение в легких, разжижает вязкую слизь, облегчает отхождение мокроты, успокаивает сухой кашель, уменьшает ощущение сухости в горле, чувство саднения за грудиной.

Ингаляции следует проводить в спокойном состоянии, не ранее чем через полчаса после еды и физической работы. Во время ингаляции не следует отвлекаться (разговаривать или читать). Одежда не должна стеснять дыхание. Ингаляции проводятся (при хорошей переносимости) ежедневно, обычно два раза в день (утром и вечером).

При преимущественном поражении носоглотки вдох предпочтительнее делать через рот, а выдох через нос и рот. При поражении бронхов – вдох делать через рот, а выдох – через рот и нос. В любом случае после вдоха следует задержать дыхание на несколько секунд (мысленный счет 21—22—23), после чего производится медленный выдох. Дыхание должно быть не частым, средней глубины, чтобы не вызвать кашель.

Для облегчения симптомов простуды и гриппа традиционно используется фитотерапия. Лекарственные растения следует покупать в аптеках. Перед использованием прочтите аннотацию и обязательно соблюдайте инструкцию по применению.

Можно использовать следующие простые рецепты:

при болях в горле помогают полоскания настоями ромашки и шалфея;

для ингаляций используют листья эвкалипта;

цветы липы применяют как потогонный чай;

плоды шиповника, рябины, черной смородины содержат большое количество аскорбиновой кислоты и используются как витаминный чай.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!


Профилактика и лечение ОРВИ и гриппа

Страх расставания и боязнь школы

 

 

Страх расставания и боязнь школы 

Страх расставания и боязнь школы

 

Страх расставания. Преодолеть его необходимо любому ребенку, потому что это — первый шаг на пути к внутренней уверенности и зрелой независимости.Беспокойство, связанное с расставанием, особенно сильно у детей в возрасте от полутора лет до трех.

Лучший способ побороть страх расставания в детском возрасте — это убедить детей, что родители всегда в назначенное время будут но месте, что детям незачем волноваться и ждать. При естественном ходе событий ребенок усваивает, что его родители уходят на какое-то время, но непременно возвращаются, и это приучает его не бояться расставаний. Но даже и в таких случаях приступы страха могут повторяться. Это не означает, что мать должна оставаться дома, когда ребенок поднимает плач. Ей следует успокоить ребенка, облегчить ему это переживание. Ей следует быть очень ласковой и внимательной, непременно объяснить ему, куда она идет и когда вернется. Исчезать незаметно, дабы избежать слез, нельзя — это усиливает страх и подрывает доверие к родителям.

Боязнь школы — еще одна форма страха расставаний. Часто она вызывается нежеланием матери отпускать от себя ребенка и настойчивыми заверениями, что только мама может сделать его жизнь спокойной и безопасной. Ребенок «заражается» беспокойством матери и начинает бояться, что либо с ним, либо с мамой случится что-то плохое.

Доктор Дж. У. Кесслер, профессор психологии, предполагает, что боязнь школы — болезнь младших классов и если она встречается позднее, то оказывается следствием мыслей и оценок взрослых, усвоенных ребенком еще в ранние годы. Но если страх перед школой существует, то, независимо от причины, следует обратить на него серьезное внимание, пока еще он не укоренился глубоко.

Многие дети время от времени не хотят идти в школу. Иногда причины нежелания вполне объяснимы: школьник боится старших ребят, строгого учителя, трудной работы. Помочь тут можно иногда самыми малыми средствами — пойти в школу с ребенком, поговорить с учителем и т. д.

Объяснить, наконец, что нельзя при малейшей трудности стремиться прятаться от нее. С самого начала ребенок должен понять, что школа —это его работа. «Твоя работа — школа. Папа ходит на работу каждый день, и, если ты не болен, ты не должен оставаться дома». Если нежелание посещать школу усиливается и причины неясны, то следует обратиться к врачу.

Это не означает, что ребенка всегда следует заставлять идти навстречу своему страху. Если он боится воды, не надо заставлять его лезть в воду — пусть он придет к мысли, что ее не надо бояться, но только пусть придет к этой мысли сам, собственным путем, в свое время. Если он боится эскалаторов — а это очень распространенный страх,— он преодолеет его тем скорее, чем меньше его будут понукать.

С помощью понимающих и сочувствующих родителей большинство детей безболезненно перерастают свои страхи. Иногда страхи оказываются более продолжительными и сильными, более иррациональными, чем допустимо при нормальном развитии.

Если с возрастом детские страхине исчезают, если они становятся частью психики ребенка, следует посоветоваться с врачом и совместно решить, нуждается ли ребенок в специальной помощи, которая поможет ему восстановить утраченную уверенность всебе и чувство внутреннего благополучия.

Ведь только ощущая гармонию мира и свою причастность к нему, чувствуя себя частью его, ребенок научится справляться с более серьезным и обоснованным чувством страха. Только ощущая свое право на присутствие в мире, ребенок сможет наслаждаться жизнью вокруг себя, не страдая от чувства тревоги и беспокойства.

О самостоятельности детей (консультация для родителей)

О самостоятельности детей (консультация для родителей) 

 

«Я САМ»


Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам», - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его. Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше. Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им помощь? Разумеется, такие действия взрослых причиняют большой вред.

Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы родителям потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам. На просьбу ребенка «Я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т.п. Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже ругать малыша. Больше опирайтесь на похвалу. Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказывать внимание, помощь родителям, овладеть новыми и новыми действиями.

педагог – психолог

Книс А.В.

Детские страхи

Детские страхи

 

«Детские страхи, мамины страхи»

 


Многие из нас до сих пор помнят , как будучи детьми , боялись выходить в зловещую холодную темноту коридора , пугались таинственных шорохов , необъяснимых звуков , внезапных скрипов…..

Малышу страшно сделать даже один шажок в темноту: потеют ладошк, бегут противные мурашки по спине потому что в углу комнаты « сидит паук» или «притаилась ведьма» , которые в результате детского воображения , еще и дышат , и шевелятся. Детские страхи….. Они нередко преподносят своеобразные сюрпризы и в более старшем возрасте: подчас невротические проявления возникают из-за не изжитых вовремя детских страхов.

Откуда берутся страхи ?

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов следующие:

*наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, пауки и другие персонажи , которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);

* тревожность в общении с ребенком;

* чрезмерное предохранение от опасности;

*большое количество запретов;

* многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

* психологическая травма – испуг, шок;

* нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;

* конфликтные ситуации в семье и т. д.

Дополнительный источник страхов – телевизор, поэтому обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из новостей и других передач , как реагирует на нее. Не следует недооценивать влияния на детскую психику и литературных произведений. Чем меньше ребенок , тем большее впечатление они на него производят. Именно поэтому , когда вы решите почитать малышу новую сказку , постарайтесь заранее познакомиться с ее содержанием.

Психологи выделяют 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения до 16-18 лет: остаться дома в одиночестве; нападения; заболеть и заразиться; умереть; смерть родителей; чужих людей; потеряться; мамы и папы; наказания; Бабы яги, Кощея Бессмертного, Бармалея; опоздать ; перед тем как заснуть; страшных снов; темноты; животных; транспорта ; тесных маленьких помещений; воды; бури, наводнения, землетрясения; высоты; глубины; пожара; огня; войны; больших помещений, улиц; врачей; уколов; боли; резких, громких звуков.

Маме на заметку, как помочь ребенку справиться со страхами?

Рисование – помогает ребенку снимать напряжение. Выплескивая на лист бумаги свои переживания , страхи, тревоги , малыши таким образом освобождаются от них. Рисунок – это еще и «телеграф» , с помощью которого можно не только получать информацию о внутреннем состоянии ребенка , но и отправлять свои средства влияния на те или иные черты его характера, поведения, эмоциональный мир.

Музыка в работе с тревожными детьми используется самыми разными способами. Часто ее выбирают в качестве фона. Специально подобранные произведения оказывают на детей успокаивающее воздействие, способствуют исчезновению внутренней напряженности. Музыка может служить и отправной точкой для рассказа о своих ощущениях, чувствах. Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств и рождению настроений и образов.

Театр позволяет детям лучше ощущать не только мир, который их окружает, но и собственное существо. Помогает отыскать потерянные , скрытые области своего Я и выразить их, а это, в свою очередь , способствует формированию индивидуальности и уверенности в себе, которая очень нужна тревожным детям. Театральное царство дает им возможность испробовать новые способы существования и позволяет проявиться подавленным областям своего Я- смелости, решительности, уверенности.

Сказки являются самым эффективным способом общения с детьми. Очень важна их роль в профилактике и коррекции детских страхов. Сказки помогают ребенку преодолевать тревоги и конфликты, с которыми ему приходиться сталкиваться. Слушая сказки , дети находят в них отголоски собственной жизни и стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими тревогами и проблемами.

Игры с водой. Вода сама по себе обладает успокаивающими свойствами. При работе с тревожными детьми игры с водой помогают снять мышечное напряжение, расслабиться.

Игры с песком. Песок – прекрасный материал для работы с детьми практически по любой проблеме. Из песка можно построить предмет, который вызывает страх, и сломать его , в него можно закопать предметы страха и залить водой. И все это повторять неоднократно. А еще на песке можно разыгрывать любые сценки.

Займите ребенка интересным делом.

Психика предназначена для активности, поэтому, когда ребенку нечем заняться, он возвращается к своим переживаниям , в том числе тревожным , и они постепенно обрастают все новыми негативными образами.


Назад Вперед
Наверх