Версия для слабовидящих
 
 
» Последние публикации на сайте
Сортировать статьи по: дате | популярности | посещаемости | комментариям | алфавиту

Консультация для родителей на тему: « Музыка лечит»

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успеш¬ном использовании с древних времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало из Библии. Первым, кто научно объяснил эффект музыки, был Пифагор. Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообраще¬ние, устраняет усталость и придает бодрость. С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря со¬трудникам этой организации всему миру стало известно, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей жел¬тухи и вирусы гриппа.
Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равно¬весие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то духовная музыка—анальгетик, она облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных заболеваниях, способствует долго¬летию. Но самый большой эффект на человека оказывают музыка В.А. Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объяс¬ненный, так и назвали «эффект Моцарта». Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.
Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно важных све¬дений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению за¬болеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, стимулирует восстановительные процессы. В начале XX в. было эксперименталь¬но доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.
Музыкальная терапия используется для лечения сахарного диа¬бета: установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь.
Исследования под руководством директора московского детского Центра восстановительного лечения М.Л. Лазарева показали, что музыка оказывает благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массирует внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулирует кровообра¬щение. Она повышает способность организма к высвобождению эндорфинов — мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.

Целебная музыка

Музыка, занимающая немаловажное место в жизни человека, не только облагораживает его, но и обладает способностью оказывать воздействие на психическое и физическое состояние.
Музыкальная терапия
Если вы полагаете, что музыкотерапия - новомодное ”чудо-средство”, предлагаемое всякого рода шарлатанам своим доверчивым пациентам, то ошибаетесь. О применении музыки в лечебных целях говорится в древнейших памятниках письменности, дошедших до нашего времени. Например, выдающиеся представители античности, такие как Пифагор и Аристотель, Платон, советовали с помощью музыкальных звуков восстанавливать гармонию в человеческом теле. Известно, что Авиценна (Ибн Сина), живший около 980-1037гг., будучи ученым, философом, врачом, лечил музыкой правителей Средней Азии и Ирана от нервных и психических заболеваний. Его энциклопедия в пяти томах ”Канон врачебной науки” в Средние века был руководством к действию для всех медиков Европы. В начале 19 века некоторые европейские врачи стали использовать музыку для восстановления здоровья пациентов психических клиник. До определенного времени применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер. силой В 20 веке особенно во второй его половине, когда музыкальная терапия научное обоснование и признание ученых, она стала широко практиковаться в различных странах мира.
Воздействие музыки
Бесспорно, музыка обладает большой силой эмоционального воздействия и целительными свойствами, она влияет на многие функции, состояния и процессы человеческого организма.
Концентрация внимания
Некоторые из нас относятся к такой категории людей, о которых говорят, что они ”растекаются мыслью по древу”, ”грезят наяву”. Иногда кто-то не в силах сосредоточиться, чтобы завершить работу над докладом, статьей, романом, картиной. Установлено, что определенная музыка создает динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга. Если вы послушаете музыку Моцарта в течении 10-15 минут, это поможет вашему сознанию обрести четкость и повысит уровень умственной организации.
Дыхание
Человек дышит ритмично. Если он прибывает в умиротворенном состоянии, то как правило делает 25-35 вздохов в минуту. Глубокое, медленное дыхание способствует покою и контролю над эмоциями, активизирует мышление и улучшает обмен веществ. Прерывистое дыхание путает мысли, приводит к аналогичному поведению, то есть провоцирует ошибки. Если прослушать спокойную мелодию, можно углубить и замедлить дыхание, дать возможность мозгу успокоиться. Иногда быстрая и громкая музыка создает эффект, когда становится трудно дышать. В качестве примера такого ”физиологического” воздействия музыки приводят сочинения Вагнера.
Сердечный ритм
Оказывается, даже работу сердца можно регулировать с помощью музыки. В зависимости от частоты, ритма и громкости музыкального произведения ускоряется или замедляется движение сердца, меняется кровяное давление. Чем быстрее музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее музыка, тем медленнее ритм сердечных сокращений. Все это, конечно, в разумных пределах. Как и ритм дыхания, более медленное сердцебиение успокаивает мозг и помогает организму самому себя исцелять. Поэтому музыку и называют ”естественным миротворцем”.

Температура тела
Неожиданный скрип двери, вой собаки и другие неприятные звуки вызывают испуг и чувство страха, когда как говорится, мурашки бегут по телу. Нередко создатели фильмов в сценах ожидания опасности используют раздражающую диссонансную музыку. И зритель чувствует, что его бросает, то в жар, то в холод. Доказано , что некоторые звуки, включая музыкальные, оказывают влияние на температуру тела и, следовательно, на адаптацию к теплу и холоду. Громкая музыка с сильными ритмами способна повысить температуру тела на несколько градусов, мягкая музыка со слабовыраженными ритмами - снизить ее.
Стресс и боль
Нередко в условиях стресса мы принимаем фармакологические средства. Оказывается, в некоторых случаях музыка может заменить лекарства. Уровень гормонов стресса в крови значительно уменьшается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку. Кроме того, существует теория , согласно которой музыкальное удовольствие , ощущение подъема, который вызывает прослушиванием музыки, является результатом высвобождения эндорфина - вырабатываемого мозгом ”собственного опиума”. В результате исследования было обнаружено, что женщинам, которые слушали определенную музыку при родах, не требовалась анестезия. Музыкальная стимуляция увеличивает выделение эндорфина и тем самым снижает потребность в лекарствах.
Восприятие времени
Мы все замечали, как музыка стимулировала к активности или приводила нас в состояние пассивности. Например, бравурная музыка марша может ускорить шаг. Классическая музыка эпохи барокко провоцирует замедление всех движений. Мелодии романтизма помогают смягчить напряженную атмосферу. В некоторых случаях такая музыка может заставить время остановится, продлить какие-то мгновения. С другой стороны, в ситуации тягостного ожидания, когда минуты кажутся часами, яркая живая музыка может ускорить бег времени.
Подсознание
”Мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу”,- писал Л.Н.Толстой. Музыка уводит человека в лабиринты памяти и область подсознательного. Музыка улучшает восприятие символики - деятели искусства прекрасно это понимают. Музыкальное сопровождение любого творческого действа способно значительно повысить интерес к тому, что происходит на экране, сцене, в выставочном зале. Музыка пробуждает ассоциации, взывая к подсознанию зрителя. Некоторые психоаналитики используют расслабление в сочетании с музыкой для ”прорыва” в подсознательную область пациента.
Лекарство есть лекарство
Как любое лекарство, музыка - не панацея от всех недугов. ”Применять” ее следует избирательно, осмотрительно, в определенных ”дозах”, а главное - по совету специалиста. К сожалению, пока в нашей стране таких врачей мало. Однако при желании в большом городе можно найти музыкального терапевта или способ познакомиться со специальным научным исследованием. Предположим у вас нет музыкального образования, вы редко слушаете музыку, так сказать, специально- для успокоения, поднятия настроения получения наслаждения и т.д. Если вы захотите, то сможете превратить свое общение с музыкой в более продуктивное. Прослушайте несколько произведений разных времен и народов, сочинения композиторов, представляющих различные музыкальные стили. Может быть, вы откроете для себя то самое, что действует на вашу психику и тело наиболее эффективно. Следует также иметь ввиду, что в рамках каждого жанра существует несколько стилей. Возможно, вам нравятся джазовые композиции. Быстрый джаз заставит вашу кровь активнее циркулировать, повысит пульс и вызовет избыточное выделение гормонов, в то время как медленный джаз способен снизить кровяное давление, перевести мозг в режим успокоения и ”увести” от проблем. Важно учитывать, что у каждого человека есть личные музыкальные предпочтения. Поэтому ваша любимая целительная музыка не должна звучать слишком громко.”Лекарство” предназначено только для вас, а не для всех ваших домочадцев и соседей.
К вашему сведению:
Зарубежные музыкальные терапевты рекомендуют:
Григорианские песнопения, использующие ритмы естественного дыхания, позволяют ощутить состояние расслабленности. Они хорошо подходят для неторопливых занятий, медитации и снятие стресса.
Религиозная музыка способна успокоить и привести в состояние умиротворения.
Медленная музыка Баха, Генделя, Вивальди, привносит ощущение безопасности, создает стимулирующую среду для занятий или для работы.
Элегантная музыка Гайдна и Моцарта способна повышать концентрацию внимания и активизировать память.
Музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена и Листа пробуждает страстные чувства любви и симпатии.
Музыка Дебюсси и Равеля, основанная на свободно текущих музыкальных настроениях, вызывает в памяти приятные образы, дает творческие импульсы.
Джаз, блюз, регги и другие музыкальные и танцевальные формы, основанные на африканских мелодиях, поднимают настроение, рассеивают печаль, обостряют чувство юмора и повышенную общительность.
Румба маранга, макарена - ритмичные и импульсивные - ускоряют биение сердца, делают дыхание частым и глубоким, заставляют все тело двигаться.
Самба обладает уникальным свойством - она возбуждает и успокаивает одновременно.
Народные мелодии провоцируют тело совершать движения, создают ощущения благополучия.
Рок-музыка пробуждает чувства, стимулирует активные движения, снимает напряжение. Эта музыка в то же время способна спровоцировать у человека стресс и вызвать боль.
Музыка в стилях панк, рэп, хип-хоп и т.п. возбуждает и повышает активность.

Консультация для педагогов ДОУ

«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы»


Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей.
Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя. Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по физической культуре, воспитателя и музыкального руководителя, воспитателя и учителя-логопеда и т. д. Данное взаимодействие должно быть отражено документально. Так, в разделе "Организация режима пребывания детей в ДОУ" обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусмотрены графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей.
Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре. Согласно п. 13.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, в ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности:
• утренняя гимнастика;
• занятия физической культурой в помещении и на воздухе;
• физкультурные минутки;
• подвижные игры;
• спортивные упражнения;
• ритмическая гимнастика;
• занятия на тренажерах;
• плавание и др.
Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.
В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется организация занятий физической культурой и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую последний просто присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов.
Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.
Если использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с детьми дошкольного возраста, то для воспитателя содержание предстоящего мероприятия должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по физической культуре должен ознакомить его с содержанием занятия физической культурой или досуга, обсудить организационные моменты.
Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.
К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.
Например, в ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега.
В основной части занятия физической культурой, во время выполнения общеразвивающих упражнений дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение.
Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений.
Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены.
При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.
При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.
Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.
При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.
Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.
В заключительной части занятия физической культурой при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.
Таким образом, распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим:
специалист занимается с ослабленными детьми,
• воспитатель с остальными (и наоборот);
• специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
• специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
• специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;
• специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;
• инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.
Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию.
После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет
С детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.
Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы. В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.
В качестве примера в приложении представлено распределение обязанностей между инструктором по физической культуре и воспитателем в ходе классического занятия физической культурой с детьми старшей группы.
При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель - незаменимый помощник инструктора по физической культуре. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов.
Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них.
Пока инструктор по физической культуре решает организационные вопросы, задача воспитателя - вовлечь детей в процесс подготовки к празднику, поддерживать их инициативу, предоставляя им возможность ощущать себя полноправными участниками мероприятия.
Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Ответственным за это является инструктор по физической культуре. Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые будут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Кроме того, воспитатели могут выступать в роли полноправных участников мероприятия: стать героями, играть с детьми, стимулировать активность родителей.
Такой подход к организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.
Если в целях оздоровления организма ребенка в физкультурно-оздоровительную работу включается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов, то необходимо взаимодействие не только инструктора по физической культуре и воспитателя, но и медицинского работника ДОУ.
Еще одним примером сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя является организация прогулок и походов с детьми. Специалист заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план и маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает инвентарь.
Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива.
Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

Приложение
Примерное распределение обязанностей
между инструктором по физической культуре и воспитателем
в ходе образовательной деятельности по физической культуре с детьми средней группы
Задачи:
• упражнение детей: в ходьбе с высоким подниманием колен; непрерывном беге продолжительностью до 1 мин; ползании по гимнастической скамейке с опорой на колени и ладони; подбрасывании мяча вверх;
• развитие ловкости и устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.
Предварительная работа:
• ознакомление воспитателя с содержанием и программными задачами;
• обсуждение организационных моментов;
• разучивание слов к подвижной игре "Мы веселые ребята".
Оборудование: канат (шнур), корзина, мячи большого диаметра.
Часть 1.
Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения.
Перестроение в колонну по одному (прыжком).
Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе.
Инструктор по физической культуре обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы с высоким подниманием колена: подъем вперед-вверх согнутой в колене ноги, носок оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе.
Воспитатель следит за осанкой детей, выполняет упражнения вместе с ними.
Бег в колонне по одному.
(продолжительность до 1 мин, темп бега умеренный; переход на ходьбу)
Инструктор по физической культуре выполняет бег вместе с детьми: руки согнуты в локтях, туловище наклонено чуть вперед; перестроение в колонну по три в движении.
Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям бег запрещен, воспитатель выполняет с ними обычную ходьбу внутри круга.
Часть 2.
Общеразвивающие упражнения.
Инструктор по физической культуре объясняет и показывает воспитанникам упражнение, контролирует правильность его выполнения в передних рядах.
Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений, подходит к детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает им принять правильное исходное положение, исправляет неверно выполненное движение.
И. п. - основная стойка, руки на пояс;
- правую ногу назад на носок, руки за голову; ,
- вернуться в исходное положение. То же левой ногой.
и. п. - стойка: ноги врозь, руки на пояс;
- поворот вправо, правую руку вправо;
- вернуться в исходное положение. То же влево.
И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища;
1 - выпад правой ногой вперед;
2-3 - пружинистые покачивания;
4 - вернуться в исходное положение. То же левой ногой.
И. п. - стойка на коленях, руки на пояс;
1-2 - медленным движением сесть на правое бедро, руки вынести вперед;
3-4 - вернуться в исходное положение. То же влево.
И. п.- стойка: ноги на ширине плеч, руки вниз;
- руки в стороны;
- наклон вперед, коснуться пальцами рук носка левой ноги;
- выпрямиться, руки в стороны;
- вернуться в исходное положение. То же к правой ноге.
И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища.
1-8 - прыжки на двух ногах - левая вперед, правая назад; в прыжке сменить положение ног.
9 - пауза и снова прыжки (3-4 раза).
Инструктор по физической культуре выполняет упражнение в прыжках вместе с детьми.
Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям запрещены прыжки, выполняете ними ходьбу на месте.
Основные виды движений.
Инструктор по физической культуре вместе с воспитателем ставит две гимнастические скамейки параллельно друг другу и в метре от них вдоль зала (площадки) кладет два каната. Дети перестраиваются в две колонны по одному и поочередно выполняют упражнение в ползании, а затем в равновесии. После выполнения данных упражнений инструктор по физической культуре вместе с воспитателем убирают оборудование.
Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени (2-3 раза)
Инструктор по физической культуре объясняет и показывает детям упражнение. Контролирует правильность его выполнения. Обеспечивает страховку.
Равновесие - ходьба по канату (шнуру) боком приставным шагом, руки на пояс, голову и спину держать прямо (2-3 раза)
Воспитатель контролирует выполнение упражнения, следит за осанкой детей,
Бросок мяча вверх двумя руками и его ловля.
Броски мяча вверх и его ловля с хлопком в ладоши 10-15 раз)
По сигналу инструктора по физической культуре дети перестраиваются в колонну по одному и, проходя мимо корзины, берут по мячу большого диаметра, располагаются свободно по всему залу. Специалист объясняет и показывает им упражнение. Каждого ребенка обучает индивидуально, занимается с отстающими дошкольниками.
Воспитатель занимается с оставшейся группой детей.
Подвижная игра "Мы весёлые ребята".
Инструктор по физической культуре сообщает воспитанникам название игры, показывает место расположения ведущих, играющих и разметку площадки.
Воспитатель может назначить ведущего и помочь разместить играющих по местам.
Далее инструктор по физической культуре поясняет правила игры: сигналы к началу и остановке игры, за какие нарушения правил, игроки выбывают из игры, объясняет правила выполнения движений и требования к их качеству. Руководит ходом игры и действиями детей.
Воспитатель на первом этапе разучивания игры берет на себя роль ловишки, а на последующих принимает активное участие в игре, вступает в эмоциональное речевое общение с детьми (хвалит, поддерживает и т. д.). Следит за соблюдением правил.
Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие(хором):
Мы, веселые ребята. Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три -лови! После слова "Лови!" дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка

их ловит. Ребенок, которого ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечет черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3-4 раза. Инструктор по физической культуре совместно с воспитателем подводят итог игры:
отмечают детей, не нарушающих правил игры;
обращают внимание на их ловкость, быстроту, черты характера, товарищество, сообразительность и т. д.
Часть 3.
Ходьба в колонне по одному.
Инструктор по физической культуре ведет колонну за собой, воспитатель ее замыкает.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИВЫЧКИ РОДИТЕЛЕЙ — ПРИМЕР ДЛЯ ДЕТЕЙ


Вы мечтаете вырастить идеального ребенка во всех отношениях. Чтобы был здоровый, умный, культурный и вежливый, чтобы добрый и искренний, чтобы, чтобы, чтобы… Но не задумывались ли вы, что воспитание ребенка нужно начинать с воспитания себя! Ведь пример – это молчаливый воспитатель. А потому давай поговорим о том, как привычки взрослых влияют на развитие детей.
Ребёнок как «губка» начинает вбирать в себя все то, что является его окружением. Мать и отец – это Вселенная малыша, других людей ребенок не так часто наблюдает.
Большое значение в семейном воспитании имеет авторитет родителей и их личный пример. Интересы и привычки родителей, их поведение и взаимоотношения оказывают непосредственное воздействие на ребенка.
Своим личным примером мы убеждаем наших детей в необходимости правильного поведения практически – делом, а не только словом.
Чем объясняется воспитательная сила примера? Почему дети живо воспринимают примеры поведения других людей и следуют им?
Ребенок в раннем возрасте всегда стремится подражать окружающим: родителям, старшим братьям и сестрам, товарищам. Подражательность является психологической особенностью детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям положительные примеры для подражания.
В раннем возрасте ребенок подражает, не отдавая себе в этом отчета. Отец, придя с работы и сев на стул, сказал: «До чего же я, черт возьми, устал». Через несколько дней можно было услышать: «Не могу, черт возьми, задачу решить».
Большое значение личного примера родителей в воспитании обусловливается во многом особенностями детского мышления. Мышление детей отличается конкретностью, поэтому они склонны подчиняться скорее примерам, чем правилам. У них надолго сохраняется в памяти представление о тех поступках или действиях, которые они наблюдают непосредственно своими глазами.
Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети видят их у родителей. Если отец и мать хотят, чтобы их дети росли трудолюбивыми, организованными, честными чтобы они уважали старших, то должны позаботиться, чтобы в семье дети видели проявление этих черт и качеств в характере и поведении своих родителей.
Нередко причиной возникновения отрицательных черт в характере детей является недостойное поведение самих родителей.
Поскольку родители являются примером для детей, особую важность приобретает родительское требование к себе, контроль за каждым своим шагом, анализ своего поведения с точки зрения его влияния на детей.
А. С. Макаренко писал, обращаясь к родителям:
«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

8 вещей, которые нужно говорить своим детям каждый день

Каждый родитель оказывает огромное влияние на развитие своего ребенка. Но для того чтобы поощрить детей и выразить свои чувства одного признания в любви недостаточно. Необходимо что-то еще. Ребенок должен быть вдохновлен действиями и поступками мамы и папы, он должен видеть перед собой пример и модель своей будущей взрослой жизни. Вспомните, как дети в дошкольном и младшем школьном возрасте слепо копируют поведение собственных родителей, чувствуя в них наставников, наделяя их непререкаемым авторитетом. Девочка обязательно хочет избрать профессию мамы, а мальчик хочет быть похожим на папу. Вы можете помочь своим детям освоиться в удивительной поре становления личности. Для этого нужно лишь ежедневно говорить детям простые, но очень важные слова. Озвучим их в нашей очередной публикации.

1.«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»
Эта поговорка стара, как мир, но она никогда не потеряет своей актуальности. Жизнь в социуме и по сей день основана на принципах взаимопомощи. Дети должны быть добрыми и терпимыми, это поможет им во взрослой жизни.

2. «Ты сможешь это сделать» Даже самые небольшие задачи поначалу могут показаться вашему ребенку трудноразрешимыми. Малыши еще плохо ориентируются в вопросе собственных возможностей и имеют ограниченное представление о собственных способностях. Именно поэтому для детей так ценно родительское поощрение. Всегда напоминайте своим детям о том, что у них есть возможность для осуществления любой задачи. Обнадежьте его с помощью слов: "Ты сможешь это сделать".
3. «Не сдавайся» Каждый из нас в своей жизни сталкивается с трудностями. Мы уже прекрасно знаем о том, что пасовать перед сложными ситуациями бессмысленно, и хорошо освоили принцип поговорки «глаза боятся, а руки делают». Однако наши дети еще не знают всего этого, и малейшая трудность может показаться для них катастрофой. Если повторять своему ребенку фразу о важности веры в собственные силы и терпении, в конечном итоге, они выработают настойчивость. "Никогда не сдавайся" - вот что должен твердо усвоить кроха.
4. «Я верю в тебя» Для малыша так важна родительская поддержка. Поэтому покажите крохе, что вы для него самый главный и преданный поклонник. Уверенность в том, что за плечами есть надежный тыл, заставит ребенка пользоваться дополнительными ресурсами. Это так просто сказать: "Я верю в тебя, дорогой".
5. «Ты умный» Почему для ребенка важно знать, что он умный? Его самооценка может быть занижена. В один прекрасный момент, ориентируясь на успехи сверстников, он решил, что не обладает выдающимися умственными способностями. Это приведет к тому, что при малейших трудностях малыш будет пасовать и спишет неудачи на собственную глупость. Поэтому при каждом удобном случае хвалите интеллект своего ребенка. Стоит лишь малышу услышать фразу: "Какой же ты у меня умный!"- и у него вырастают крылья за спиной.
6. «Мы учимся на практике» Малыш иногда думает, что никогда не сможет делать некоторые вещи самостоятельно. Неважно, что он осваивает: учится завязывать шнурки или орудовать иголкой. В любом случае через многократные повторения будет намного проще. Через некоторое время задача или проблема останется прежней, а способность к выполнению только улучшится. Вселите в ребенка уверенность в том, что опыт приходит с практикой.
7.«Выполняй как можно лучше» Научите своего ребенка в любой ситуации выжимать из собственных сил максимум. Он должен постараться как можно аккуратнее выполнить домашнее задание или прийти к финишу на соревновании в числе призеров. Это неправильно, если малыш относится к задаче «спустя рукава». Ребенку важно слышать, как мама хочет, чтобы он постарался для нее.
8. «Я всегда приду на помощь» Ребенок часто просит о самостоятельности. И если он уже освоил некоторые навыки, это совсем не означает, что ему не понадобится помощь впредь. Давая малышу свободу действий, дайте ему знать, что он в любой момент может на вас рассчитывать. Ребенку будет намного легче преодолевать трудности с мыслью о том, что он не одинок, что в трудную минуту к нему на помощь всегда придут родители или члены семьи.
На самом деле маленькие вещи, ежедневные слова ободрения и поддержки помогут вашему ребенку осознать собственную значимость. Дети смогут расти счастливыми и уверенными в себе. У вас есть прекрасный шанс поспособствовать этому.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Совместные занятия спортом детей и родителей


Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно.
Действительно, многие родители не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность.
В физическом воспитании, главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры - все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре.
Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям ребенка, тогда и физическое воспитание идет успешнее.
Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.
Совместные занятия спортом приносят положительные результаты:
• пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
• углубляют взаимосвязь родителей и детей;
• предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
• позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом – один из основных аспектов воспитания.

Консультация для родителей

С чего начинать физическое развитие ребенка.


Мы часто слышим вопрос: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей? Ведь многие родители не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них спорт и дети – просто способ обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста.
Прежде чем отдавать малыша в ту или иную спортивную секцию, обратите внимание на его способности и физические возможности. Физическое развитие ребенка – дело серьезное. В обязательном порядке нужен совет врача, а также совет руководителя секции или спортивного кружка, в который вы, родители, планируете записать вашего ребенка. Вы должны выслушать рекомендации специалистов и принять решение, по силам ли ребенку та нагрузка, которая ляжет на его плечи.
Обратите внимание, что большая часть тренеров заинтересована в посещении их кружка максимальным количеством детей. Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может уговаривать вас отдать к нему ребенка как можно раньше. Но подумайте: не повредят ли малышу чрезмерные спортивные нагрузки? У тренеров, занимающихся физическим воспитанием детей, зачастую бывают завышенные требования. Это значит, что ребенку грозит синдром хронической усталости.
Главная заповедь для родителей, которые решили уделить большое внимание физическому воспитанию ребенка, должно быть «Не навреди».
Физическое воспитание детей – один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов. Современные детские сады обычно оборудованы всем необходимым для организации физического воспитания дошкольников. Каждое утро проводится с детьми комплекс спортивных упражнений, цель которых – дать малышам возможность вволю подвигаться.
В теплое время года физическим воспитанием детей рекомендовано заниматься на свежем воздухе. Для этого предусмотрены площадки, оборудованные бревнами, мишенями, ямами для прыжков, гимнастическими стенками и т. д.
Стоит сказать об отношении некоторых родителей к физическому воспитанию в детском саду. Многие считают, что, если их ребенок подвержен частым простудам, его необходимо оградить от частого пребывания на воздухе (особенно зимой). Кроме того, такие родители стараются надеть на свое чадо побольше теплых вещей, не учитывая тот факт, что любой детский сад зимой отапливается достаточно хорошо. В результате физическое воспитание в детском саду проходит для таких детей не в удобных майках и шортах, а в теплых свитерах. А ведь вспотевший от такой «заботы» ребенок рискует заболеть гораздо больше, чем тот, кого не кутают.
Кроме того, физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. В качестве одной из составляющих физического воспитания дошкольников педагоги называют командные спортивные игры. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а также социальных навыков и коммуникабельности.
Существует еще один важный момент физического воспитания дошкольников. Необходимо чередовать умственные занятия с физкультурными паузами. Согласно рекомендациям педагогов, организация физического воспитания дошкольников подразумевает подобные паузы через каждые 20 минут.
А если ребенок не посещает детский сад? Физическим воспитанием дошкольников необходимо заниматься дома, если ребенок по каким-либо причинам не ходит в детский сад. Существуют утвержденные программы физического воспитания детей, по которым можно проводить самостоятельные занятия с малышом. Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет малыша от многих болезней.
Спорт и дети: в какую секцию отдать?
Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: в какую спортивную секцию записать сына или дочку? Успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей. Присмотритесь к особенностям характера своего чада при выборе направления физического воспитания ребенка.
Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д.
Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.
Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание.
Желаю успехов в ваших начинаниях!!!