Версия для слабовидящих
 
 
» Последние публикации на сайте
Сортировать статьи по: дате | популярности | посещаемости | комментариям | алфавиту

ПРАВА РЕБЕНКА

ПРАВА РЕБЕНКА


Документы регламентирующие Права ребенка:
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов:
- Семейный Кодекс РФ;
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
ПРАВА РЕБЕНКА
ПРАВА РЕБЕНКА
ПРАВА РЕБЕНКА
ПРАВА РЕБЕНКА
ПРАВА РЕБЕНКА
ПРАВА РЕБЕНКА
ПРАВА РЕБЕНКА
ПРАВА РЕБЕНКА
ПРАВА РЕБЕНКА
ПРАВА РЕБЕНКА

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что такое степ-аэробика


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В настоящее время проблема оздоровления детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям физкультурой.
По степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых двигательное время постоянно повторяется. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.
В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метание, спортивные и подвижные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функцию опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются силы мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах.
К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести утреннюю гимнастику, ритмическую гимнастику, аэробику и степ-аэробику.
Степ-аэробика постепенно завоёвывает своё место в дошкольной физической культуре. Этому способствует положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, необычное сочетание движений, связанных с необычным предметом- платформой. Эффективность степ- аэробики заключается в комплексном развитии у дошкольников двигательных качеств, в благоприятном воздействии на организм ребёнка (на опорно- двигательный аппарат, сердечно- сосудистую, дыхательную и нервную системы). Все упражнения аэробики направлены на тренировку мышц сердца и выработку лучшей координации движений. В отличии от других массовых форм физической культуры степ- аэробика позволяет решать очень широкий круг задач и в этом отношении уникальна.
Поэтому у нас в детском саду с целью укрепления здоровья воспитанников, повышения сопротивляемости организма проводится «Степ-аэробика», задачами которого являются:
формировать устойчивое равновесие и правильную осанку у детей;
-развивать координацию движений;
- развивать физические качества: быстроту, силу, выносливость, ловкость;
-укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную системы;
-развивать интерес к физическим упражнениям;
-воспитывать морально- волевые качества: уверенность, выдержку.
В ходе занятий степ- аэробикой повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма. Но самое главное достоинство занятий степ- аэробикой – её оздоровительный эффект. Продумывая содержание занятий аэробикой, учитываю уровень физической подготовленности и развития дошкольников. В ходе занятий степ- аэробикой повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма. Но самое главное достоинство занятий степ- аэробикой – её оздоровительный эффект.
Степы обладают для детей особой привлекательностью как некоторые ограничители персонального пространства «домики». Подобные «ограничители» места являются действенным способом организации и управления группой. Степ требует от детей обострённого чувства пространства и равновесия. На нём сложнее двигаться, чем на коврике, требуется контроль над собственными движениями, точная ориентировка. Но задача эта, если усложнять её постепенно, для детей посильна и интересна, и к тому же отмечена новыми игровыми штрихами. Занятия на степах приносят ощутимую пользу гипер активным детям. Им, казалось, должно быть, особенно сложно контролировать своё тело на ограниченном пространстве, но психологическая привлекательность степов и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через 2-3 занятия дети адаптируются к требуемым условиям. И степ становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни.
На первых занятиях знакомлю детей с новым для них гимнастическим снарядом - степом. Они берут их в руки, рассматривают, ставят на пол, сами встают на них, переворачивают, убирают, складывая пирамидкой и т. д.
Обучить детей правилам, которые необходимо соблюдать при занятиях на степах:
обе ноги должны быть слегка расставлены и обращены носками вперёд;
-выполняя упражнения с боку от степа, начинать следует с ноги, стоящей вплотную к степу;
-ставить ногу надо ближе к центру степа, иначе она может соскользнуть;
-сначала разучиваются шаги на степ, потом добавляются движения руками;
-упражнения на силу чередуются с упражнениями на гибкость;
-шаги на степ сопровождаются значительным частоты пульса, поэтому лучше, например, два упражнения делать поднимаясь на степ, одно на полу;
-все упражнения выполняются в одну и другую сторону (для гармоничного развития обеих частей тела);
-нагрузка повышается постепенно, увеличивая темп музыкального сопровождения, усложняя комплексы, сокращая паузы для отдыха;
-ступню ставить на платформу полностью;
-спину держать прямо.
Занятия степ- аэробикой обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая тоже создаёт у детей хорошее настроение.
Использование в практике работы по физическому воспитанию степ- аэробики, базирующейся на учёте возрастных особенностях детей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса дошкольников к систематическим занятиям физическими упражнениями.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Роль семьи в развитии личности ребенка

Заповеди мудрого родителя


Заповеди мудрого родителя

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание — процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты — тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечет» в компьютере. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет.
2. Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой?
3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.
5. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
6. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему. Это необходимый закон благодарности.
7. Не вымещай на ребенке обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
8. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам - у него она своя. Не унижай.
9. Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка. Помни, что для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
10. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку того, чего не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
11. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, умным и т.д.

Все мы стремимся к тому, чтобы у нас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы мы для них были примером и авторитетом, чтобы в семье царили любовь и взаимоуважение. Но ваши устремления достигнут цели, если вы:
• Знаете, что доверие- основное правило.
• Стараетесь быть примером для ребенка.
• Уважаете ребенка, как личность, имеющую право на свою точку зрения.
• Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
• Советуетесь с ребенком.
• Не ставите целью добиться полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
• Постоянно читаете вслух своему ребенку.
• Осуждая ребенка за проступок, вспоминаете себя в его возрасте.
• Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом.
• Вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день.

Памятка родителям
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому-
Родители - пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова - легко толкнуть
Детей на нехороший путь!
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом!!!


Черемных О.Н.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что нельзя делать, если ребенок осознанно ругается грубыми словами

Полностью оградить ребенка от «запретных слов» не удастся. Он всё равно услышит их: на улице или в автобусе; почерпнет из взрослого кинофильма или из разговора с более «просвещенными» сверстниками. А вот закрепятся ли эти слова в лексиконе малыша, полностью зависит от реакции родителей.
В любом случае нельзя:
- шлепать ребенка по губам, мыть губы с мылом и т.п. Это верный путь к заниженной самооценке и ночным кошмарам. У особо впечатлительных детей такие методы могут вызвать заикание;
- со смехом рассказывать друзьям при ребенке, как малыш ответил соседке грубым выражением. Ребенок наверняка захочет повеселить родителей снова, что бы вы ему ни говорили;
- наказывать ребенка за грубые слова, если вы сами их употребляете («эти слова не для детей»). Ребенок поймет вас совсем по-другому: если взрослым ругаться можно, значит, чтобы поскорее вырасти, надо ругаться чаще и громче.


Причины того, что ребенок ругается
ПРИЧИНА 1. Хочет привлечь внимание. Утром – бегом в детский сад, вечером – дежурный поцелуй на ночь и традиционная сказка… Мама, конечно, ласковая, добрая, но у нее никогда нет времени от души пошалить и подурачится вместе. А тут сказал всего одно «волшебное» слово – и какая буря эмоций у родителей! Сколько внимания! ЧТО ДЕЛАТЬ: держать эмоции под контролем, даже если малыш поставил вас в неловкое положение при посторонних. Лучший способ – извиниться за него и тут же сменить тему разговора. Строго, но спокойно, объясните ребенку, что это слово нехорошее, употреблять его стыдно и вам неприятно находиться рядом с людьми, которые ругаются. Можно (ненадолго!) выйти в другую комнату. ПРИЧИНА 2. Не умеет или не может выразить негативные эмоции. Что делать, если разозлился, обиделся? Слезы, крик, драку родители не одобряют. А вот какой-то дядя на улице упал и очень эмоционально прокомментировал свое падение. Ему явно стало легче, и ничего ему за это не было. ЧТО ДЕЛАТЬ: научите малыша выражать сильные эмоции другими, приличными словами. Плачущего ребенка обнимайте, утешайте и помогайте понять, что с ним происходит: «Тебе сейчас не легко, ты рассердился», «Мне тоже было бы обидно». Полезно иногда устраивать бой подушками, колотить боксерскую грушу. ПРИЧИНА 3. Пытается победить страх. Робкие и застенчивые малыши, с одной стороны, жаждут внимания сверстников, с другой стороны, побаиваются их. И с помощью грубых слов рассчитывают показаться интересными, «большими», а заодно и напугать возможного обидчика. ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните ребенку, что грубые слова не признак силы, а плохая, постыдная привычка. Расскажите сказку про мальчика, у которого от плохих слов изо рта посыпались лягушки. И самое главное – помогите малышу подружиться со сверстниками. ПРИЧИНА 4. Подражает. Далеко не все герои современных детских книг и мультиков разговаривают так, как этого хотелось бы нам, взрослым. А если персонаж чем-то понравился, то ребенок подражает ему во всём. ЧТО ДЕЛАТЬ: старайтесь смотреть мультики сами, прежде чем показывать их малышу. Но не пытайтесь «разлучить» ребенка с полюбившимися героями, это вызовет бурю протеста. Лучше вместе посмейтесь над таким персонажем, представьте, как нелепо он выглядел бы на утреннике в детском саду. Наверняка малыш не захочет выглядеть так же. ПРИЧИНА 5. Не понимает. Когда ребенок выдает: «Мама – ты дрянь!» - он либо возвращает вам «бумеранг», либо искренне не понимает, что это слово обидное. ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните ребенку, что есть слова-разбойники, которые ранят других людей. Не отмахивайтесь от ребенка, если он просит объяснить значение неприличного слова. Тайна притягивает.

Консультация для воспитателей

Общение педагога с родителями в ДОУ


В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребёнка, задачах воспитания, методах, организации предметно-развивающей среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?»
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребёнка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д. Тезис о педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьёй. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность - активное участие воспитателя и родителей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее спланировать полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами и переадресовать вопрос.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки –передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примера из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например, беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.
В настоящее время разработаны и другие методы активизации родителей, например, игровые. К игровым методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. К игровым методам активизации относятся проведение игр для взрослых: «Откуда эти строки?» (назвать произведения детских авторов). Родителям можно предложить творческое задание: придумать небольшой рассказ об одной из игрушек; дать рекламу игрушки по аналогии с телевизионной (оценивается юмор, точная и полная характеристика игрушки) и др.
Следующий метод, более сложный, - решение педагогических задач, требующих самостоятельного ответа на вопрос: « Как поступить?» Родители могут применять полученные ими знания, а при ощущении недостатка знаний возникает потребность в их пополнении. Этот метод способствует формированию у них умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления. Следует предложить проанализировать свои действия как педагогов; доказать правоту или ошибочность. В ходе решения задач родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи личного опыта.
Применение описанных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения.

Консультация для педагогов

Условия эмоционального благополучия детей в группе детского сада


«Все мы родом из детства». А. Экзюпери


Многие наши привычки, радости, как и многие наши проблемы и разочарования родом из детства.
Понятие «здоровье» имеет три составляющие: физическое, психическое, социальное.
Психологическое здоровье подразумевает целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как: «эмоциональное самочувствие», «эмоциональное благополучие», «внутренний душевный комфорт».
Одна из самых важных потребностей в жизни человека (по А. Маслоу) - потребность в безопасности в раннем возрасте обеспечивается в основном родителями. Если ребенок получает от родителей любовь и поддержку у него возникает состояние эмоционального комфорта, а это обеспечивает доверительное и активное отношение к миру, формирует высокую самооценку, самоконтроль; ориентацию на жизненный успех, а эмоциональное неблагополучие может проявиться в расторможенности, агрессии; подавленности; в страхах; обидах; изолированности, которые будут сопровождать его всю жизнь.
Условия эмоционального благополучия детей в группе детского сада:
• быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище, позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
• наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;
• наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации»;
• «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
• разумная занятость детей, в течении всего дня;
• применение физминуток во время организованной образовательной деятельности;
• часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
• проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;
• демократичный стиль общения воспитателя – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза;
• соблюдение воспитателем принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:

«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна» (И.Сеченов).
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.
Эмоционально-психологический климат в коллективе – это преобладающий в группе эмоциональный настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются: общая эмоциональная атмосфера; преобладающее настроение; уровень активности детей.
Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:
• хорошее настроение детей в течение всего дня;
• свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
• доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
• способность детей занять себя интересным делом;
• отсутствие детей-аутсайдеров; возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
• отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
• информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
• высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
• желание участвовать в коллективной деятельности;
• удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.
ФРУСТРАЦИЯ - появление переживаний неудачи, возникающих при наличии реальных или мнимых непреодолимым препятствий на пути к цели, в качестве которых выступают те или иные отрицательные образы и представления
Способы формирования благоприятного эмоционально-психологического климата в группе. Так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности детей, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо:
• ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей;
• информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
• находить общие интересы, которые объединили бы детей и на их основе организовывать общие дела;
• формировать традиции группы;
• создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого ребенка;
• привносить общечеловеческие ценности в жизнь коллектива;
• поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций;
• не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
• создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в группе и сохранению стабильно - положительных отношений между детьми и воспитателем;
• развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
• развивать эмпатийные способности детей группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие: личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность); профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость); ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.
Каким должен быть современный педагог?
Тип Мери Поппинс
Это весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны. Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель – Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель – развитие благополучного человека. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Совместная деятельность из цикла «Эмоции и здоровье». Основные задачи: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Деятельность построена в основном на обыгрывании ситуаций, беседах с детьми, проводятся психологические игры, этюды, психогимнастика, релаксация.
Стенд «Страна настроения». После знакомства с основными понятиями, дети уже самостоятельно определяют свое настроение и рядом с фотографией выкладывают цветную карточку настроения с соответствующей пиктограммой. Желтый цвет характеризует радость, зеленый – спокойствие, красный – страх, грусть. Методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении, потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.
«Карточки настроения». Дети раскрашивают квадратики в желтый, зеленый, красный цвет, определяют и закрашивают свой кружок настроения. «Карточки настроения» показываются родителям.
Эмоциональные шарики «Мое настроение». Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние.
«Мое творчество». Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов. Цель: показ возможностей, способностей детей сверстникам и родителям.
«Здравствуйте, я пришел». Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Ребенок – личность, член коллектива.
«Уголок именинника». Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа. Цель: познавательного развития, эмоциональное благополучие.
«Паровозик желаний». Персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д. Цель: ребенок – центральное лицо в детском коллективе.
«Звезда дня». На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки. Ребенок – центральное лицо в детском коллективе.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!
Спасибо за внимание!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Агрессия детей: её причины и предупреждение


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Латинское слово «агрессия» означает нападение, «приступ». В психологическом словаре «агрессия» определяется как деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающий у них психологический дискомфорт.
Причины возникновения агрессии у детей могут быть самыми разными: от соматических заболеваний и функциональных нарушений работы головного мозга до неверного подхода в воспитании в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Исследования доказали, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. Как правило, это полярные методы - либо снисходительность, либо чрезмерная строгость. Как не парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, так и у слишком строгих.
Психологические наблюдения показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая, в своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия - агрессию.
Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции ребёнка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.
Портрет агрессивного ребёнка
Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т. е. становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.
Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия - это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению дётско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше - он не знает.
Вот как описывает известный детский психолог Н. Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем». Ребёнок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом,получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Как выявить агрессивного ребёнка?
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставить «точный» диагноз, или «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.
Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.
Критерии агрессивности
Ребёнок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается с взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течении не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Психологическое сопровождение гиперактивного ребенка»


Среди важных проблем для большинства семей и педагогов остается каждодневное поведение дошкольников. Согласитесь: очень спокойные и тихие дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?" Но и нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и "перебором"? Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Но если это так естественно, то почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью ребенка и гиперактивностью.
Представим портрет активного и гиперактивного ребенка.
И так, активный ребенок:
1. Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным, но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и с удовольствием поиграть с конструктором или пазлы пособирать. 2. Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов, на которые ждет ответы и внимательно их выслушивает; 3. Он не страдает нарушениями сна и пищеварения; 4. Он активный не везде. Например, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в детском саду или в гостях у малознакомых людей; 5. Он неагрессивный. То есть может повздорить со сверстниками и в пылу конфликта и подраться, но сам редко провоцирует скандал.
А теперь портрет гиперактивного ребенка:
1. Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. 2. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает других, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. 3. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства, всевозможные аллергии.
4. Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. 5. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни… 6. Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно - построить ли дом из кубиков или заштриховать фигуру в рабочей тетради на занятии). 7. Ребенок постоянно все забывает, часто теряет свои вещи. 8. Очень важно помнить, что гиперактивные дети, как правило, лишены чувства страха. Они могут, не задумываясь, выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в глубину, не умея плавать.
А главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а заболевание, отклонение от нормы в его развитии.
Каковы же возможные причины подобных нарушений?
Предполагается, что на развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) влияет множество факторов. В своем развитии ребенок проходит ряд этапов. На любом этапе развития ребенок может подвергаться воздействию неблагоприятных факторов, что и приводит к развитию заболевания. Все точки зрения на причину и течение заболевания можно объединить в три большие группы: биологические, психосоциальные и генетические. Так к биологическим факторам могут быть отнесены: токсикозы во время беременности, патология родов, инфекции, интоксикации плода. На еще не родившегося и уже растущего ребенка влияют также и психосоциальные факторы: стрессы и психотравмы, испытываемые матерью и ребенком. Большое значение имеет психологический микроклимат семьи: ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей. Значение имеют и особенности воспитание ребенка: гиперопека или наоборот, педагогическая запущенность. Кроме того, дети могут наследовать признаки гиперактивности и от родителей. Все это может стать причиной развития психопатологии ребенка. Число гиперактивных детей не уменьшается.
Нужно ли лечить таких детей?
Большинство случаев дети остаются без какого – либо лечения. Гиперактивность с возрастом сглаживается, но на первый план выступают признаки дефицита внимания и вегетативных расстройств. Ученые считают, что в основе синдрома нарушенного внимания и гиперактивности лежит нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения. Ребенок способен сосредоточится и выполнять работу в течении 5 – 10 минут, затем наступают 3 – 7 минут отдыха (ребенок не реагирует на взрослого). У ребенка нарушен вестибулярный аппарат, он раскачивается, двигает руками, ногами. Если у ребенка тело не подвижно, то и восприятие материала нарушается. В 1990 г. американская академия педиатров выступила против одностороннего применения медикаментов при лечении СДВГ. Была вынесена следующая резолюция: «Медикаментозной терапии должна предшествовать педагогическая и поведенческая коррекция…»
У детей с СДВГ происходит:
•запаздывания процессов созревания ВПФ;
•трудности в планировании организации деятельности;
•слабая эмоциональная устойчивость:
•неадекватная самооценка (обычно заниженная);
•упрямство;
•вспыльчивость, агрессивность;
•импульсивность.
•дети сложны в обучении.
Как же помочь ребенку с СДВГ?
В детском саду с гиперактивным ребенком проводится специальная коррекционно – развивающая работа, основой которой являются коррекционные занятия с педагогом – психологом. Занятия проводятся только в игровой форме с соблюдением этапности:
1 этап. Растяжка. Цель: оптимизация тонуса мышц тела ребенка. Ребенок не умеет расслабляться, а растяжка нормализует гипотонус и гипертонус мышц. Сюда входят упражнения: «Половинка», «Травинка на ветру», «Кошка» и др. 2 этап. Дыхательные упражнения. Цель: Развитие произвольности и самоконтроля. Начинаются упражнения с выдоха. «Надувание цветных шаров в животе», «Вдыхание солнечного света».
3 этап. Глазодвигательное упражнение. Цель: Тренировка зрительного аппарата. Для привлечения внимания ребенка использую предметы: цветок, шарик. 4 этап. Упражнение на развитие мелкой моторики. Цель: развитие межполушарного взаимодействия. «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Бабочка». 5 этап. Когнитивное упражнения. Цель: Эмоциональное развитие ребенка. «Чаша доброты», «Ругаемся овощами», «Слепой–поводырь», «Комплименты». 6 этап. Функциональные упражнения. Цель: Развитие концентрации внимания и двигательного контроля. «Колпак мой треугольный», «Руки – ноги», «Кто летает». 7 этап. Релаксация. Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. «Поза покоя», «Кулачки», «Травинка» и релаксация на фитболах. 8 этап. Рефлексия. Цель: развитие мышления, речи, концентрация внимания. Кроме этого, в каждое занятие включаются различные виды массажа (руки, ноги, шея, уши, голова). Кроме игровой терапии на коррекционно – развивающих занятиях часто используется и креативная терапия (терапия творчеством). Это такие инновационные технологии психологического оздоровления детей как, сказкотерапия, песочная терапия (игры с водой и песком, арттерапия(музыка, рисование). Но не какие даже самые замечательные и умные занятия с психологом не помогут гиперактивному ребенку, если его проблемы не будут волновать самых главных и значимых людей в его жизни – его родителей. Ведь сколько бы ни занимался с малышом специалист, если не поменять обстановку, окружающий мир ребенка – результат все равно не будет достигнут. Вот почему для реабилитации детей с СДВГ предусматривается обязательная семейная психотерапия, в ходе которой родители понимают, что здоровье их ребенка в значительной мере зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему взрослых.
Общие рекомендации родителям ребенка с СДВГ.
В первую очередь необходимо уделить внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, и, прежде всего, родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. Правила поведения с ребенком будут названы, но следовать им формально, без внутреннего убеждения и настроя – практически бесполезно. А поэтому, уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки и педагоги – начните с себя. Вырабатывайте в себе мудрость, доброту, терпение, разумную строгость и, как сказано в Священном Писании: «Да не смущается сердце ваше».
Что же следует делать конкретно?
1. В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение.
От физических наказаний вообще надо отказаться.
1.Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно или опасно. Не получается - постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Вообще старайтесь следить за своей речью. Окрики, гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Даже выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми. 2. Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то семейная ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником. 3. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную "территорию". В оформлении желательно избегать ярких цветов и сложных композиций. На рабочем столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало. 4. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство. Изо дня в день время приема пищи, сна, прогулки, выполнения домашних заданий, игр должно соответствовать этому распорядку. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. 5. Если даете ребенку какое-то задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы здесь очень важны. Если задание большое, то его необходимо поделить на части, на определенный отрезок времени поручайте только одно дело или его часть, чтобы ребенок мог его завершить. 6. Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…", но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца. 7. За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т. п., должно обязательно следовать поощрение: маленький подарок, доброе слово. Вообще, на похвалу скупиться не стоит. Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение (покупку игрушки, книги, поход в театр). 8. Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним – двумя товарищами, не ходить часто в гости, в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему. 9. Ребенку с СДВГ очень полезны длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, особенно бег, подвижные игры. Они позволяют сбросить избыток энергии. Но опять-таки в меру, чтобы ребенок не устал. Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 10. И, конечно же, как с любым ребенком с гиперактивным ребенком нужно много играть: на свежем воздухе, в детском саду и дома. Именно в игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальной жизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции и чувства.
Каким должно быть содержание игр с гиперактивным ребенком?
1. Это игры, непосредственно направленные на развитие воображения ребенка и обогащение его эмоциональных ощущений. Такие как: "Расскажи стихи руками", "Попробуй показать, попробуй угадать", «Сочиняем небылицы» и т. д. 2. Игры на развитие внимания (особенно умение концентрировать внимание на деталях, такие как «Найди отличия», «Что изменилось», «Чем похожи, чем непохожи» и т. д. 3. Игры, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов, а также снижению агрессивности, развитию чувственного восприятия («Ласковые лапки», «Слепой–поводырь», «Скульптор и глина», различные игры с песком и водой, игры с рисованием пальцами); 4. Игры на развитие коммуникативных навыков («Запрещенное движение», «Комплименты», «Чаша добра», «Коршун») 5. Игры на снятие излишней расторможенности и подвижности, такие как «Передай мяч», «Погрузка арбузов» и т. д. 6. Игры на развитие произвольности и самоконтроля («Надувание цветных шаров в животе», «Да и Нет не говори», «Не подражай») 7. Игры на развитие координации движения.

Желаем Вам и Вашим детям здоровья!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Роль семьи в воспитании ребенка»


Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети.
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.
Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.


Ошибки семейного воспитания.

У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет модель воспитания «по Споку», забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка,постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека


НУЖНО:

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.


НЕЛЬЗЯ:

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

СКАЗКОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последнее время все чаще звучат встревоженные голоса педагогов, общественных деятелей, просто людей, неравнодушных к судьбе наших детей, о том, что необходимо в современных социально-экономических условиях искать новые составляющие в системе воспитательной работы с дошкольниками.

Нам, педагогам, необходимо использовать как инновационные подходы к воспитанию, так и отечественные, проверенные временем воспитательные традиции, например методику сказкотерапии.

Сказкотерапия, как и любая другая психотерапия – форма познания и лечения души.

Сказкотерапия исследует сказку как форму существования и проявления психических процессов и создает сказку, благотворно влияющую на психику; концентрирует свое внимание на сюжетности психологических процессов, которые универсальны для людей вне зависимости от культуры и времени.

Основной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, готовой к самостоятельному пути по жизни. Сказка содержит в себе нравственные ценности: добро всегда побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость; учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы – это напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные возможности. Сказка обладает силой внушения. Чаще всего мы рассказываем сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.

Каждая сказка обладает своей неповторимостью.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Она оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по Сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. В процессе сказкотерапии у детей расширяются представления об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию умственных способностей.

Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силы и значительности. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий – научить ребенка справляться со своими страхами.

Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия произведений искусства (каковыми, по сути, являются сказки) и творческой деятельности на личность ребенка для усиления воспитательного эффекта. Эта эффективность усиливается при организации комплексного подхода к восприятию: чтение художественного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и др.

Формирование нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств - слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высокоэмоционального состояния, что способствует реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.

Совместное слушание сказок, сопереживание помогает наладить нравственный климат в детском коллективе. Ребята, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными друг к другу, более доброжелательными, открытыми, сопереживающими. Начинают помогать друг другу.

После прочтения сказки полезно побеседовать с ребенком, задавая следующие вопросы:
➢ - О чем эта сказка?
➢ - Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?
➢ - Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?
➢ - Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью-либо помощь?
➢ - Что приносят поступки героя окружающим – радость, горе? Какие отношения между героями?
➢ - Какие чувства вызывает сказка, ее отдельные эпизоды?

Художественное творчество ребенка (собственные сказки. рисунки. поделки по сказочным сюжетам и др.) в процессе воспитания сказкой можно рассматривать как одну из разновидностей моделирования действительности, а результат детского творчества – как комплексную модель двух объектов – явления действительности и личности автора. При этом саму творческую деятельность можно рассматривать в двух планах: деятельность ребенка, направленная вовне (выражение собственных эмоций, чувств. Представлений), и деятельность, направленная вовнутрь (самопознание, самооценка, самосовершенствование). Можно выделить следующие важнейшие виды деятельности, интегрированные в сказкотерапии:
✓ созидательная – состоит в том, что ребенок для выражения авторского замысла создает что-то новое;
✓ оценочная – проявляется в том, что ребенок в своих работах выражает собственное ценностное отношение к миру, отражая собственные идеалы, интересы, потребности, вкусы;
✓ коммуникативная – выражается в прямом и косвенном общении автора с реципиентом.

На практике можно встретить несколько способов работы со сказками:
1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психологической жизни человека. Затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.
2. Рисование по мотивам сказки. свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.
3. «Почему герой так поступил?» Активная работа над поступками героев.

Установлено, что сказки собственного сочинения дают гораздо более значительный терапевтический эффект. Сказка, как правило, начинается с присказки, дети старшего дошкольного возраста сочиняют их сами, младшим дошкольникам предлагаются уже готовые варианты. Когда присказка готова, начинаем придумывать героя. Дети среднего дошкольного возраста очень любит делать героями своих сказок игрушки, маленьких зверюшек или маленьких человечков.

Со старшими дошкольниками можно брать более сложные образы героев старинных сказок: принца, принцессу, фею, Иванушку-дурачка, Марью-красу. Кроме того, дети 6-7 лет любят сочинять героев, похожих на них.

В любом возрасте дети одевают героев по своему вкусу, поселяют в дом, который бы хотели иметь сами, кормят своими любимыми угощениями.

В сказках желательно снабдить героя волшебной силой. Она приходит к нему в виде волшебника или переходит по наследству, а может обретаться с волшебной вещью. Волшебная сила нужна герою, чтобы справиться с другим персонажем сказки – злым героем. Пользуясь волшебной силой, добро гуманными способами преображает злого героя, и он становится приятным, добрым и всеми любимым.

Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор или авторы этого образа. Счастливый конец сказки обеспечен, а вместе с ним жизнь детей становится полнее. Радостнее, что благотворно отражается и на здоровье детей. Конечно, процесс этот небыстрый, но это один из своеобразных путей к здоровью.

Кроме того, сочиненные ребятами сказки не уходят от них. Они остаются с детьми, продолжают их радовать и наверняка помогают им в жизни.

Таким образом, использование различных способов работы со сказкой, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников могут способствовать усилению терапевтического воздействия данной методики.

Итак, задачи сказкотерапии в том, чтобы:
1. Развить речь детей.
2. Выявить и поддержать творческие способности.
3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
4. Развить способности к естественной коммуникации.
5. Развить умение преодолевать трудности и страхи.
6. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.