Версия для слабовидящих
 
 
» Последние публикации на сайте
Сортировать статьи по: дате | популярности | посещаемости | комментариям | алфавиту

Консультация для педагогов ДОО



Стресс на рабочем месте

Современная жизнь изобилует стрессами. Динамичный темп жизни диктует свои условия, стрессы могут поджидать нас повсюду. Стресс на работе - весьма частое и вредное по своим последствиям явление. Организация Объединенных Наций в своем отчете называет стресс на рабочем месте "чумой двадцать первого века". По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванными острым или хроническим психологическим стрессом.

По данным опросов, проводимых страховыми компаниями:

- 1000000 отлучек с рабочих мест был вызван стрессами,

- 27% опрошенных работников различных фирм заявили, что к большинству стрессов в их жизни привела работа,

- 45% заявили, что стрессы, связанные с работой, имеют очень высокий или чрезвычайно высокий уровень,

- одна треть рабочих думали об уходе исключительно из-за стрессов, связанных с работой,

- 70% заявили, что стресс на работе снизил их физическое и умственное здоровье.

Термины стресс и стрессоустойчивость употребляется очень широко, часто и весьма произвольно. Этот короткий термин отражает три основные аспекта:

1). Стресс как ситуация или присущие ей факторы, требующие дополнительной мобилизации и изменений в поведении человека;

2). Стресс как состояние, включающее целую палитру специфических физиологических и психологических проявлений;

3). Стресс как отсроченные негативные последствия острых переживаний, нарушающих дееспособность и здоровье человека.

Для того, чтобы не запутаться в терминах, мы под термином «стресс» будем понимать второе определение, т. е. стресс – это реакция организма на внешние факторы. Результатом стрессовой реакции являются психологические, социальные и физиологические эффекты, которые влияют на благополучие (качество жизни) человека, его здоровье или состояние болезни, а также на продуктивность его деятельности. Не всякий стресс вреден, в некоторых случаях стресс активизирует жизнь человека, стимулирует его активность, способствует творческому нахождению способов совладения с ситуацией, позволяет раскрыть потенциал человека. Такой стресс принято называть эустресс. В других случаях стресс может негативно влиять на жизнь человека, приводить к ухудшению здоровья, стать источником возникновения психических и соматических расстройств, которые могут привести даже к гибели организма. В этом случае говорят о дистрессе.

Приведем наиболее распространенные определения стресса. В настоящее время в психологии стресс рассматривают как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

 

Стрессогенные факторы:

Физические и гигиенические условия работы:

- температура окружающего воздуха (значительное повышение или понижение вызывает стресс);

- уровень освещенности (значительное повышение или понижение вызывает стресс);

- качество воздуха (загрязнение воздуха посторонними веществами вызывает стресс);

- шум, вибрация (значительное увеличение вызывает стресс);

- уплотненность, скученность рабочих мест;

- изолированность рабочего места;

- соответствие работы биологическим ритмам организма (например, сон-бодрствование, время приема пищи и др.) (чем более не соответствует, тем выше стресс);

- монотонность работы либо, наоборот, "гонка", авралы;

- наличие и продолжительность перерывов для восстановления сил (чем больше и продолжительнее, тем ниже уровень стресса).

Факторы эмоционального плана:

- уровень ответственности (чем выше, тем выше стресс);

- реалистичность ожиданий от работника (чем менее реалистичны, тем выше стресс);

- степень опасности для жизни и здоровья работника (чем выше, тем выше стресс).

Информационные факторы:

- конкретность и определенность должностных обязанностей (чем конкретнее, тем ниже стресс);

- четкость и ясность алгоритмов работы (чем четче и яснее, тем ниже стресс);

- уровень эвристичности (непредсказуемости) деятельности (чем выше, тем выше стресс);

- уровень обучения рабочим навыкам и управлению необходимым оборудованием (чем ниже, тем выше стресс).

Коммуникативные факторы:

- уровень в иерархической структуре организации (чем выше, тем выше стресс);

- стиль управления руководства (чем более "ядовитый" и критикующий, тем выше стресс);

-возможности для общения с коллегами (чем больше, тем ниже стресс).

По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.

По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса. Поэтому так важны для нас сохранение и укрепление психологического здоровья педагога и культура управления стрессом.

Поведение человека, направленное на преодоление стрессовой ситуации, в которой он оказался, специалисты называют копинг-стратегиями. Выделяются основные, базисные копинг-стратегии:

1."разрешение проблем",

2."поиск социальной поддержки",

3."избегание".

Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым, способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи мысленных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно справляться со стрессовой ситуацией. Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. В частности, мужчины чаще обращаются за инструментальной поддержкой, а женщины - как за инструментальной, так и эмоциональной. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент стресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах.

Сознательное использование копинг-стратегии позволяет значительно снизить уровень испытываемого стресса.

Для целенаправленного снижения стресса на работе необходимо произвести непредвзятую оценку собственно работы и своего рабочего места. Нужно выяснить:

- какие условия на работе создают негативные эмоции,

- какие условия можно изменить самостоятельно,

- какие ситуации нельзя изменить и необходимо принять такими, какие они есть.

Когда напряжение на работе уменьшает работоспособность или существенно влияет на личную жизнь, самое время принимать меры. Сначала важно обратить внимание на физическое и эмоциональное здоровье. Здоровому человеку гораздо проще противостоять стрессу. Чем лучше вы себя чувствуете, тем проще вам будет справляться со стрессом, когда работа становится непосильной.

1 шаг - жизнь в движении. Спорт – это потный, но эффективный способ подъёма настроения, повышения энергии, обострения внимания и расслабления для ума и тела. Для максимального расслабления вам потребуется 30 минут ежедневных интенсивных физических нагрузок.

2 шаг – еда в радость. Желательно есть то, что хочется именно сейчас, от чего «текут слюнки». Если есть возможность, принимайте пищу небольшими и дробными порциями в спокойной, располагающей к трапезе обстановке. Культура питания – важная составляющая здорового питания. Кроме того, частые и дробные перекусы способствуют сохранению нормального уровня сахара в крови – ведь низкий уровень сахара заставляет чувствовать беспокойство и раздражительность. Также напомним, что переедание делает человека вялым и лишает на продолжительное время работоспособности.

3 шаг – все в меру. Потребление алкоголя важно сократить до минимума. Понимание, что простая передозировка алкоголя снижает работоспособность организма человека вдвое на 3-4 дня – хороший аргумент в пользу умеренного потребления в течение рабочей недели и не только. Курение способствует снижению иммунитета, разрушает сосуды, наносит непоправимый вред легочной системе и снижает работоспособность на 25-30% - выводы делайте сами. Еще никотин повышает уровень тревоги, а это прямая дорога к депрессии.

4 шаг – здоровый сон. Беспокойство и стресс – главные причины бессонницы. Однако недосып снижает работоспособность, реакцию и способность концентрироваться, что на рабочем месте неминуемо ведет к стрессу. Бессонница ставит под угрозу способность противостоять стрессам. Гораздо легче сохранить эмоциональное равновесие, когда вы хорошо отдохнули.

Экспресс-способы:

1. Скушайте кусочек шоколада. Во время его медленного таяния во рту, к организму придет настоящий праздник: уровень серотонина в крови резко возрастет. А он вызывает чувство удовлетворения: эндорфинов, утоляющие душевные печали и физическую боль, энкефалинов — природных источников радости, анандамида — под воздействием такого полезного вещества мы пребываем в состоянии легкой эйфории. Вот оно,счастье в праздничной обертке! Ведь двадцать пять граммов в день может позволить себе любой из нас.

2. Имитируйте счастье на счет один-два-три. Раз — поднимите голову. Два — расправьте плечи. Три — широко улыбнитесь: приподнимите уголки губ, чуть-чуть прищурьте глазки. Одновременно вспомните в деталях приятный, хоть и незначительный, отрывок из своей жизни, вспомнив не только само событие, но и ароматы, цвета, тактильные ощущения, которые его сопровождали. Через считанные секунды вымученная гримаса образуется в милую и искреннюю улыбку. Не верите? Тогда проверьте этот метод прямо сейчас!

3. Избавьте себя от неприятных дел, которые камнем на Вас висят. Ответьте на сообщение, запишитесь к стоматологу. Соблюдайте «правило 60 секунд»: никогда не откладывайте дела на потом, если их выполнение требует всего минуты. Вычеркнув из составленного списка несколько пунктов, Вы ощущаете такое облегчение, что сами удивитесь от того, что не сделали этого раньше.

4. Распахните окна или хотя бы форточку, если экология и погода позволяют.

5. Послушайте любимую музыку. Уже первые звуки любимой музыки у большинства людей резко поднимают настроение. Плюс к этому музыка снимает стресс практически так же эффективно, как физические упражнения. Аналогичное действие оказывает и чтение любимой книги.

6. Примите душ. Вода смывает практически все, в том числе стресс и негативные эмоции.

7. Расчистите свое пространство: выкиньте мусор, разберите бумаги, разложите нужные вещи по местам, вытрите пыль. В нашем подсознании уборка связана с радостным обновлением и светлыми переменами.

Консультация для педагогов ДОО

 

Консультация для родителей

« Детский сад без стресса и слёз».

 

 

Вы приняли решение, что ваш ребёнок пойдёт в детский сад. Чтобы каждый раз, оставляя малыша в садике, вы уходили со спокойной душой, зная, что ему хорошо и комфортно, ребёнка нужно подготовить заранее и помочь ему адаптироваться. Как это сделать? Вот несколько советов для любящих и заботливых родителей.

Каждому ребёнку рано или поздно приходится «социализироваться», т.е. стать способным жить среди других людей. Самая лучшая мама, бабушка или няня не заменят малышу необходимый ему детский коллектив.

В детском саду маленький человечек приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться, быть бойким и смелым. Однако, резкий переход из под маминого тёплого крылышка к условиям садика, может обернуться для малыша психологической травмой. Именно поэтому нужно заранее задуматься об адаптации.

Адаптацию малыша к предстоящим изменениям в его жизни можно условно разделить на два этапа – моральная подготовка и непосредственно адаптация. Вот несколько простых рекомендаций, соблюдение которых поможет вашему малышу безболезненно пережить стрессовый период.

МОРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

1.Нужно чаще ходить с ребёнком в гости, особенно в семьи с детьми.

2.Полезно читать книжки, в которых изображены детские сады. По картинкам можно доступно и наглядно рассказать, как в детском саду интересно, о том, что там много игрушек, девочек и мальчиков. Но детей туда воспитатель берёт только больших и хороших.

3. Проходя мимо детского сада – такая же беседа. Ребёнок, видя, как там играют дети, скорее всего ,будет рваться туда. В этот момент мама как бы делает запрет: «Нет, пока нам туда нельзя». А запретный плод, как известно, сладок. Это должно ребёнка заинтересовать.

4. Нужно постараться приблизить режим дня в семье к режиму детского сада.

Ни в коем случае нельзя угрожать садиком как наказанием за непослушание.

6. Адаптация пройдёт намного легче, если к тому времени, когда начнётся посещение детского сада, ребёнок уже научился пользоваться ложкой, самостоятельно пить из чашки и пользоваться горшком.

 

 

АДАПТАЦИЯ.

Что могут сделать родители для того, чтобы вхождение в новую для малыша среду было постепенным и лёгким?

1.Отводя малыша в сад, можно взять с собой какую-нибудь любимую игрушку

2.Когда вы пришли в детский сад, можно немного посидеть с ребёнком, но не долго, иначе он привыкнет, что с ним должна находиться мама, а не воспитательница .Процесс адаптации затянется.

3. Уходя, не сбегайте от ребёнка, иначе он всегда будет в напряжении, а вечером, придя домой, схватится за мамин подол, боясь снова потерять свою маму.

4.Первое время оставлять нужно на полтора-два часа. Постепенно время увеличивать, в зависимости от степени привыкания.

5.Прощание с ребёнком не затягивайте, делайте всё без суеты, чётко и уверенно. Хвалите малыша. В период адаптации нужно быть внимательными и чуткими.

6.Накануне поступления в сад не должна нервничать и сама мама, иначе ребёнок почувствует тревогу.

7.Каждый день спрашивайте малыша о жизни в детском саду, эмоционально реагируйте на его рассказы.

8.Рассказывать нужно и о том, что делали в течение дня родители – ребёнок должен знать, что родители тоже заняты.

Первые месяцы в детском саду самые трудные. Но и они скоро заканчиваются. И скоро родители, оставляя ребёнка в детском саду, будут уходить со спокойной душой, зная, что ему там хорошо.

 

Консультация для  родителей


Кружок "Легомастер"

Кружок "Легомастер"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЮ «ЛЕГО – МАСТЕР»



 


Programma-kruzhka-lego-master.docx [59,26 Kb] (cкачиваний: 26)


Кружок "Легомастер"

 


Кружок
"Лего - мастер"


 


Руководитель - Черемных Оксана Николаевна


 


Список детей



1. Попова Софья Андреевна 16.04.2012г.
2. Цывакин Андрей Владимирович 24.09.2012г.
3. Загребельных Дмитрий Романович 24.06.2013г.
4. Вожегов Иван Андреевич 24.12.2012г.
5. Берегулько Дмитрий Андреевич 13.10.2013г.
6. Филимонов Юрий Александрович 25.05.2013г.

 


Кружок "Легомастер"


Кружок "Легомастер"


Кружок "Легомастер"

Робототехника

 Рабочая программа кружка "Леговеды"


programma-Legovedy.docx [9,76 Mb] (cкачиваний: 36)


Робототехника

 


Руководитель - Книс Анастасия Викторовна


 


Список детей:



1 Ермолин Дмитрий Евгеньевич 10.07.2012г.
2 Елонов Тимур Евгеньевич 03.11.2012г.
3 Кукаев Матвей Алексеевич 03.04.2013г.
4 Корченя Максим Денисович 19.10.2013г.
5 Дробешкин Алексей Денисович 02.11.2013г.



 


Робототехника


Робототехника


Робототехника


Робототехника


Робототехника


Робототехника




Шахматы

Шахматы
Шахматы

Рабочая программа кружка "Шахматы"
shahmaty-lena.docx [77,01 Kb] (cкачиваний: 12)
Шахматы


Руководитель Гаврилина Надежда Валерьевна

Время проведения вторник, четверг 16-00

Список детей:

1.Пеннер Виталий Дмитриевич 05.05.2012г.
2.Псарев Леонид Александрович 29.11.2013г.
3.Платонов Кирилл 20.12.2012г.
4.Валеев Демид Евгеньевич 20.09.2011г.
5.Игнатьев Владимир Федотович 24.11.2012г.

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

Шахматы

А какой цвет любит ваш малыш?

 

 Консультация для родителей

 

  

Педагог дополнительного образования

Бобырь Антонина Александровна

    

ЖЕЛТЫЙ Желтый цвет, по мнению психологов, выбирают творческие детки, дети-мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.

ОРАНЖЕВЫЙ Оранжевый цвет чаще всего выбирают легко возбудимые малыши. Такие детки веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый становится любимым цветом гиперактивных деток, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания.

РОЗОВЫЙРозовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие детки. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих.

ГОЛУБОЙ А вот голубые оттенки для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей, которые были сделаны на школьных каникулах, когда у ребенка много свободного времени и мало обязанностей.

КРАСНЫЙ Красный цвет любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки. Кстати, интересный факт - очень многие успешные политики в детстве предпочитали красный и желтый цвета. Возможно, вы воспитываете будущего президента. Вообще красный - это цвет жизни, энергии и здоровья. Очень даже неплохой выбор!

СИНИЙ А вот синий цвет выбирают детки спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. По мнению психологов, это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.

ЗЕЛЕНЫЙ Если в рисунках ребенка преобладает зеленый, и особенно темно-зеленый цвет, это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают детки, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени. Развивайте в ребенке открытость к окружающему миру, чтобы он не стал замкнутым. Сине-зеленые тона выбирают дети, которые находятся в напряжении. Возможно, ребенок недавно просто перенес стресс или, может быть, родители слишком строги к малышу и требуют слишком многого - каких-то достижений в спорте или же отличной учебы. Кстати, если говорить о взрослых, а не о детях, то сине-зеленые цвета чаще выбирают чиновники и люди на административных ответственных должностях. Возможно, и на вашем ребенке лежит слишком много ответственности. Предоставьте малышу больше свободы, поощряйте в нем проявление инициативы, чаще хвалите, и ваш ребенок начнет рисовать яркие солнечные картинки!

ФИОЛЕТОВЫЙ Фиолетовый цвет редко нравится детям младшего возраста. По наблюдению психологов, этот цвет чаще выбирают дети школьного возраста. Дети, которые предпочитают фиолетовые оттенки другим, чувствительные и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.

СЕРЫЙ Серый цвет часто выбирают замкнутые, тихие детки. Таких детей необходимо поддерживать во всех начинаниях. Уделяйте ребенку побольше внимания, и его рисунки раскрасятся в яркие цвета.

КОРИЧНЕВЫЙ Коричневый цвет, по мнению психологов, любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологии.

 

«В игры играем – память развиваем».


 

«В игры играем – память развиваем».

 

Говорят, у одних она большая и крепкая, а у других совсем дырявая – не чего не держит. О чем идет речь? О корзине? О кладовой? Нет, речь идет о памяти. Память! В ней собраны наши знания, воспоминания, опыт, бесценные сокровища ума. Чем больше объем и прочность памяти, тем больше таких сокровищ.

Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (словесную), логическую.

Преобладание у человека того или иного вида памяти говорит о том, как ему легче воспринимать информацию: виде зрительных образов или словесной информации, совершая какие-то действия или выстраивая логические цепочки.

Очень часто эти виды памяти выступают в определенных сочетаниях:

- Зрительно-моторная память

необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим выполнением задания по памяти);

- Вербально-моторная (работа со словесной инструкцией с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам);

- Логическая память

(запоминание последовательности слов, действий в сюжетных рассказах и т.д.)

У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели), поэтому если вы хотите чему-то научить ребенка-дошкольника, необходимо помнить:

-Цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого.

-Лучше сохраняется материал, который поразил и увлек ребенка.

-Дети очень любят соревнование, игру.

-Во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий.

К семи годам у ребенка начинает формироваться произвольная память (сознательное запоминание), это связано с физиологическим развитием ребенка.

Предлагаем вам ознакомиться с правилами запоминания, соблюдение которых поможет вам и вашему ребенку при обучении в школе.

  • Детская память характеризуется тем, что заучивание похожего материала стирает предыдущий. Поэтому, прежде чем приступить

к изучению следующего учебного материала, сделайте перерыв или дайте возможность ребенку сменить деятельность.

  • Чтобы запомнить новый материал его лучше всего учить на ночь(таблицу умножения, стихотворение и т.д.)
  • Чтобы ребенок лучше запомнил новый материал, ему при изучении необходимо задавать вопросы: о чем это? Что про это говорится? И т.д.

 

Предлагаем вам несколько простых игр и упражнений на развитие произвольной памяти.


Игра «Слово за слово».

Цель: развитие памяти и увеличение объема памяти, расширение и активизация словаря

Взрослый начинает игру и говорит:

«На полянке растут цветы:….» («В лесу живут...», «В саду на деревьях растут...». «В зоопарке можно увидеть...» и т. д.)

Ребенок повторяет сказанное и добавляет название цветка («ромашка»), третий игрок (или

вновь взрослый) повторяет всю

фразу и добавляет название цветка («одуванчик»). И так далее. Это позволит расширить словарный запас у ребенка и стимулирует развитие памяти.

Игра « Два предмета».

Цель: активизация зрительной памяти, сосредоточение ребенка на отдельных свойствах предметов. Развитие способности по описанию свойств определять, каким предметам эти свойства принадлежат.

- Назови два предмета обладающих сразу тремя признаками:

ü Гладкий черный твердый...

ü Темный тяжелый шумный...

ü Светлый легкий блестящий...

ü Белый мягкий съедобный...

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Какой игрушки не хватает?»

Цель:  развитие зрительной памяти.

Ход игры: Поставить перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек,

затем попросить

ребенка   отвернуться и убрать одну игрушку.

Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить:

 а) увеличить количество игрушек;

 б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

       Играть можно 2-3 раза в неделю (игрушки меняются).

Переверни страницу

Читая ребенку сказку или рассматривая с ним картинки, предложите ему запомнить картинку,

а потом переверните

и задайте несколько вопросов по картинке

- сколько мячей было в комнате?

- сколько окон?

- куклы сидели или стояли?

- были ли на окнах цветы?

- сколько детей было в комнате и т.д.

Помогут в развитии памяти и разучивание стихотворений, перессказывание сказок, выполнение заданий

по памяти:

- нарисуй 3 квадрата, 1 круг и первую фигуру зачеркни;

 

- нарисуй 4 треугольника, 2 овала, 2 и 3 фигуры разукрась красным карандашом и т.д.

Средства обучения и воспитания ДОО

Средства обучения и воспитания ДОО

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОО. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты— цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
  • спортивное оборудование (спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Также есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

  1. объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
  2. печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
  3. проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. С более подробной информацией о средствах обучения и воспитания, используемых в образовательной деятельности учреждения Вы можете познакомиться, посмотревдокумент (приложение).

Образовательные области

Материально-техническое и
учебно-материальное обеспечение

Физическое развитие

Клюшка с шайбой, мячи разного диаметра, набор кеглей, кольцеброс, мешочки для равновесия, скакалки детские, ,доска ребристая напольная, спортивный комплекс «Карусель», мат гимнастический, спортивный уголок, стойка с планкой для прыжков в высоту, корзина баскетбольная, канат для перетягивания, мат гимнастический со следочками, сенсорная доска с канатом, тоннель для подлезания, набор дуг, воротики для проползания, подлезания, турник настенный, шведская стенка,коврики массажные, массажная полусфера, мешочки для метания, конус сигнальный, лента гимнастическая на палочке, султанчик из ленточек, детские гантели, кольцеброс, клюшки, мешки для прыжков, эстафетные шорты, игра «Парашют – гигант», «Островки», «Кто быстрее», «Несушка», конь – скакалка на деревянной палочке, палочки эстафетные, туннель из пяти дуг, скакалки, гимнастические палки, кегли, кубики, свисток, детские клюшки, мячи массажные, дорожка – топоножка, коврик ребристый, ребристая дорожка, набор разноцветных следочков, змейка – шагайка, флажки на деревянной палочке, мячи, мяч - попрыгунчик, обручи, батут, столбики – заборчики, стойка для подлезания и прыжков в высоту, флажки на растяжке, набор предметных карточек «Предметы гигиены», набор предметных карточек «Мое тело», «Режим дня», наглядное методическое пособие (плакаты, схемы)

Социально-коммуникативное развитие

Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, одежда для кукол), набор демонстрационных картин «Правила дорожного движения», набор демонстрационных картин «Правила пожарной безопасности», набор демонстрационных картин «Уроки безопасности», набор предметных карточек «Транспорт», наборы сюжетных картинок «Дорожная азбука», Набор предметных карточек «Профессии» , дидактические пособия, печатные пособия (картины, плакаты), набор инструментов для мальчиков «Мастер», мозаика разной формы и цвета , набор детской посуды, набор овощей и фруктов, наборы парикмахера, набор медицинских принадлежностей, игровой модуль «Строитель», оборудование для трудовой деятельности (совочки, грабельки, палочки, лейки пластмассовые детские), природный материал и бросовый материал для ручного труда, картины, плакаты «Домашние животные»,»Дикие животные», «Ягоды», «Государственные символы России» и др., набор предметных карточек «Инструменты», «Посуда», «Одежда» и др., книги для чтения, книги для рассматривания, энциклопедии.

Познавательное развитие

Учебные приборы (микроскоп, колбы, песочные часы, компас и др).

Географические карты, атласы, хрестоматии
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
Наборы тематических предметных карточек «Посуда», «Овощи», «Деревья», «Животные», «Птицы», «Мебель», «Бытовые приборы», «Растения», «Грибы», «Ягоды», «Одежда», «Насекомые», «Земноводные» и др.
Серия демонстрационных сюжетных тематических картин «Дикие Животные», «Домашние животные» «Мир животных», «Домашние птицы», «Птицы», «Времена года».
Домино с цветными изображениями, шнуровки различного уровня сложности, игрушки-персонажи, напольный конструктор деревянный, наборы настольного конструктора, набор счетного материала, счетные палочки, набор плоскостных геометрических фигур, наборы раздаточного математического оборудования.
Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм, дидактические игры «Цвет», «Форма», «Фигуры».
Муляжи фруктов и овощей, увеличительное стекло, набор контейнеров, планшет – столик для игр с песком

Речевое развитие

Набор сюжетных карточек по темам «Мир животных», «Мир природы» и др., предметные игрушки-персонажи, сюжетные картины «Наши игрушки», «Мы играем», «Звучащее слово» и др., Обучающие пазлы «Учимся читать», «Азбука», «Развиваем речь, мышление и мелкую моторику», домино, набор масок сказочных героев и животных, набор масок сказочных героев и животных, методическая литература (рабочие тетради, хрестоматии и др).

Художественно -эстетическое развитие

Комплекты детских книг для каждого возраста, детские энциклопедии, иллюстрации к детской художественной литературе, портреты писателей, магнитная доска, мольберт, репродукции художников, портреты художников-иллюстраторов, комплект изделий народных промыслов (матрешка, дымка), наборы демонстрационного материала «Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», тематические комплекты карточек для аппликации, рисования.
Бумага для рисования, палитра, стаканчики, трафареты, кисочки, карандаши простые, цветные, мелки восковые, бумага цветная, картон цветной, белый, безопасные ножницы, кисточка щетинная, пластилин, доска для работы с пластилином, цветные карандаши,

краски акварельные, гуашь, доска для лепки, стакан – непроливайка, стеки, простой карандаш, ластик, палитра, бумага разной плотности.
Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями, набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, игровые ложки, вертушка, трещотка, барабан, погремушки), металлофон, комплекты костюмов театрализованной деятельности, шапочки для театрализованной деятельности, фуражки, накидки (МЧС, полиция) и др., ширма для кукольного театра настольная, ширма для показа кукольного театра игрушки-персонажи, флажки разноцветные, куклы, ёлки искусственные, гирлянды, наборы елочных игрушек, мишура, различные кукольные театры,