Материально-техническое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Состояние материально-технической базы учреждения соответствует санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям и позволяет на оптимальном уровне реализовывать образовательные задачи.
Созданные условия обеспечивают эффективность коррекционно-развивающей работы, и позволяют ребенку полноценно развиться как личности. Все помещения, где занимаются дети, соответствуют их функциональному назначению и эстетическим требованиям. Оформление интерьера здания, коридоров, лестничных площадок и дополнительных помещений в дошкольном учреждении осуществляется с учетом требований эстетики.
Создавая предметно-развивающую среду в ДОУ, мы ориентировались на то, что:
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2.Гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3.Форма и дизайн предметов ориентирован на безопасность и возраст детей.
4.Элементы декора легко сменяемы.
5.В каждой группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
6.Организуя предметную среду в групповом помещении, учитывались закономерности психического развития, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.
7.Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
8.При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущая роль игровой деятельности.
9.Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Оборудование размещено по секторам (центрам развития) это позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
В каждой возрастной группе есть оборудование учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Для развития творческого замысла в игре девочкам присутствуют предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам – детали военной формы, разнообразные технические игрушки.
Необходимым оборудованием у старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда в ДОУ является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Все помещения ДОУ оборудованы – и материально, и технически: хорошо оснащены кабинеты старшего воспитателя, логопеда, ИЗОстудия, а также музыкально – спортивный зал.
В детском саду функционирует 6 возрастных групп. Каждая группа имеет свое название, везде продуман интересный дизайн. В 5 возрастных группах имеется отдельная спальня, во всех группах - приемная, буфетная.
Практически во всех группах есть магнитофоны, ноутбуки, созданы условия для физического и эстетического развития детей – имеется в виду оформление группа на высоком уровне.
Помещения детского сада оснащены современным оборудованием: мебель, игровое оборудование, мягкие модули, дорожки здоровья. На участке детского сада организован мини – огород, установлено игровое и спортивное оборудование, качели, веранды, беседки, что соответствует современным требованиям.
Пищеблок оборудован в соответствии с СанПин.
В детском саду имеется необходимая компьютерная и бытовая техника.
Для развития способностей детей и укрепления их здоровья созданы все условия. Медицинский кабинет оснащён современным оборудованием.
Количество детей в группах определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) – для ясельных групп не менее 2,5 квадратных метров на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Работа дошкольного учреждения построена с учетом и реализацией принципа преемственности со школой, гимназией и общественностью поселка и района. Образовательная деятельность организована в соответствии с ФГОС. Создание информационного банка в ДОО позволяет сориентироваться в многообразии образовательных и воспитательных услуг. Обеспечить полноценное развитие ребенка, его личностного становления.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда
Предметно-развивающая среда помещений и групповых комнат
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»
Вид помещения |
Основное предназначение |
Оснащение |
|
Музыкальный зал Физкультурный зал |
-Непосредственно образовательная деятельность - Утренняя гимнастика - Досуговые мероприятия, - Праздники -Театрализованные представления -Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей -Кружковая дополнительная работа - Прогулки в зимнее время |
-Музыкальный центр -Мультимедийная установка - Электропианино; - театральная ширма; - аудиоколонка; - стулья детские; - аудиодиски; - Телевизор; -Детские музыкальные инструменты -Шкаф для используемых муз. руководителем и инструктором по физической культуре наглядных пособий, игрушек, атрибутов. - Музыкальные инструменты: бубны, маракасы, металлофон, барабан, музыкальные треугольники, ксилофон, деревянные ложки, трещотки, губная гармошка, бубенцы, кастаньеты; - Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия, атрибуты для спортивных упражнений: · доска ребристая напольная, · спортивный комплекс «Карусель», · мат гимнастический, · спортивный уголок, · стойка для прыжков, · корзина баскетбольная, · канат для перетягивания, · мат гимнастический со следочками, · сенсорная доска с канатом, тоннель для подлезания, · набор дуг, · турник настенный, · наборы мягкий модуль «Паровозик», · шведская стенка, · коврики массажные, · массажная полусфера, · мешочки для метания, · конус сигнальный, · лента гимнастическая на палочке, · султанчик из ленточек, · гантели, · кольцеброс, · клюшки, · мешки для прыжков, · эстафетные шорты, · игра «Парашют – гигант», «Островки», «Кто быстрее», «Несушка», · конь – скакалка на деревянной палочке, · палочки эстафетные, · туннель из пяти дуг, · дорожка – топоножка, · коврик ребристый, · сенсорная дорожка, · ребристая дорожка, · набор разноцветных следочков, · змейка – шагайка, · флажки на деревянной палочке, · мячи, · обручи, · батут, · столбики – заборчики, · стойка для подлезания и прыжков в высоту, · флажки на растяжке. |
|
Медицинский кабинет |
- Осмотр детей, консультации медсестры, врачей; - Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ |
Медицинский кабинет |
|
Методический кабинет |
- Методическая работа педагогов - Совещания, заседания педагогического совета, педагогического коллектива и других объединений и групп. - Совещания, заседания Управляющего совета - Работа старшего воспитателя - Хранение методической литературы, наглядных пособий, раздаточного материала |
- Принтер лазерный (МФУ), Принтер струйный (цветной), - оборудования для работы с полиграфией (брошюровщик, ламинатор), - фотоаппарат, - Видеокамера, - Деловая зона: стол заседаний, библиотека, шкафы с наглядным, раздаточным материалом, игрушками, пособиями, стенд «Педагогический вестник» с меняющейся актуальной информацией, - Рабочая зона старшего воспитателя: шкаф для одежды, шкафы для хранения документации и методической литературы, ПК 1. |
|
Кабинет учителя – логопеда |
_ Коррекционно – развивающие занятия с детьми - Индивидуальная консультация родителей (законных представителей) - Индивидуальная консультация педагогов - Методическая работа учителя – логопеда - кружковые, дополнительные занятия |
Специальные коррекционные занятия: - дидактический материал, - наглядные пособия, - стол письменный, - стул офисный, -логопедический уголок с зеркалом, -стулья на регулируемых ножках, -ноутбук, - аудиоколонки, - шкаф для хранения документации и методической литературы |
|
Кабинет заведующей |
- Прием, консультация, беседа с родителями (законными представителями) и прочими посетителями - Работа с документацией - Прием, консультация, беседа с педагогами - Заседания административного совета - Хранение учредительных и прочих документов |
- Шкаф для личной одежды - ПК, - принтер лазерный черно- белый, - ноутбук - телефон -телефон/ факс - шкафы с документацией, методической литературой 3 шт. - стол письменный, - тумба мобильная 2 шт. - стул офисный 2 шт. - кресло компьютерное, - сеть интернет |
|
Кабинет начальника хозяйственного отдела |
- Хранение материально – технических ценностей - хранение документации - работа завхоза с документацией |
- Шкафы для хранения документации 3 шт. - стол письменный 2 шт. - стул офисный 2 шт. - Шкаф – стеллаж для хранения материальных ценностей |
|
Пищеблок |
- Приготовление и раздача продуктов питания - Мытье посуды пищеблока |
- Холодильники 3 - столы разделочные 3 - моечные ванны 3 - плиты – 3 - шкафы жародуховые 2 - стол для раздачи 1 - полки – стеллажи железные для кастрюль, тазов, мисок 5 - шкаф для хранения хлеба 1 - стол для персонала пищеблока 1 - картофелемялка 1 - мясорубка электрическая 2 - сковорода электрическая 1 |
|
Прачечная
|
- Стирка белья и рабочей одежды тех персонала, медицинских работников - Глажка белья и рабочей одежды тех персонала, медицинских работников |
- Автоматические стиральные машины 2 - Ванна 1 - Стеллаж - Шкаф хозяйственный - утюг электрический 2 - стол письменный - гладильная установка |
|
Кастелянная |
- хранение мягкого инвентаря, - починка белья, - шитье сценических костюмов |
- швейная машинка электрическая 1 - Шкафы для хранения мягкого инвентаря - Стеллаж угловой - Оверлог - отпариватель |
|
Раздевалка для персонала |
- Хранение верхней одежды персонала |
- зеркало - вешалка настенная - шкаф для верхней одежды |
|
Коридоры ДОУ |
- Информационно-просветительская работа с сотрудниками ДОУ, родителями (законными представителями), посетителями ДОУ. - Познавательное и эстетическое развитие детей |
- стенды для родителей, визитка ДОУ, - стенды для сотрудников
|
|
Участки |
Прогулки, наблюдения; Игровая деятельность; Самостоятельная двигательная деятельность Трудовая деятельность. Праздники и развлечения в теплое время года Физкультурно – оздоровительные мероприятия в теплое время года. |
- прогулочные площадки для детей всех возрастных групп, - беседка 2, - прогулочные веранды 4, - игровое, функциональное, и спортивное оборудование, - цветники, - песочницы, - разметка дорог для изучения ПДД, - мини - огород с теплицей |
|
Предметно – развивающая среда |
|||
Центр «Физкультура и здоровье» |
Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности, привитие основ здоровьесбережения. |
- оборудование для корригирующей гимнастики, массажа, самомассажа - оборудование для прыжков - для катания, бросания, ловли - атрибуты к подвижным и спортивным играм - тематические альбомы о спорте и здоровом образе жизни |
|
Центр «Природа» |
Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности |
- календарь природы, - комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями, - сезонный материал, - стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику, - макеты, - литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы, - материал для проведения элементарных опытов, - обучающие и дидактические игры по экологии, - инвентарь по уходу за растениями, - природный и бросовый материал. - материал по астрономии (ст. подг. гр.) |
|
Центр «Развивающие игры» |
Расширение познавательного, сенсорного опыта детей |
- дидактический материал по сенсорному развитию, - дидактические игры, - настольно-печатные игры, - познавательный материал, - материал для детского, экспериментирования |
|
Центр «Строительство» |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. |
- напольный строительный материал; - настольный строительный материал - пластмассовые конструкторы (младший возраст - с крупными деталями) - конструкторы с металлическими деталями - старший возраст - схемы и модели для всех видов конструкторов – старший возраст - мягкие строительно- игровые модули- младший возраст - транспортные игрушки |
|
Центр «Игровая зона» |
Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта. |
- Атрибутика для сюжетно ролевых игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Почта» и др.) - Предметы - заместители |
|
Центр «Уголок безопасности» |
Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной Деятельности. |
- дидактические, настольные игры по профилактике ДТП, - макеты дорог, - дорожные знаки, - литература о правилах дорожного движения и безопасного поведения |
|
Центр «Центр Родины» |
Расширение знаний детей о Родине, формирование патриотических чувств, накопление познавательного опыта детей |
- Государственная символика (РФ, РС (Я), - наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др. - предметы народно - прикладного искусства, - предметы быта народов России, республики Саха (Якутия) - детская художественная литература |
|
Центр «Книжный уголок» |
Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. |
- детская художественная литература в соответствии с возрастом детей, - наличие художественной литературы, - иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой, - портрет поэтов, писателей (старший возраст), - тематические выставки |
|
Центр «Театрализованный уголок» |
Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях |
- ширмы, - элементы костюмов, - различные виды театров (в соответствии с возрастом), - предметы декорации |
|
Центр «Творческая мастерская» |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. |
- бумага разного формата, разной формы, разного тона, - достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки), - наличие цветной бумаги и картона, - достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации, - бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.), - место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей, - альбомы – раскраски, - наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки, - предметы народно – прикладного искусства |
|
Центр «Музыкальный уголок» |
Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности |
- детские музыкальные инструменты, - магнитофон, - набор аудиозаписей, - музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные), - игрушки - самоделки, - музыкально - дидактические игры, - музыкально - дидактические пособия |
|